Особенности речевого развития
дошкольников с ЗПРСтраница 5
Исследования психологов показывают, что как игровая, так и учебная деятельность у детей с ЗПР не вполне полноценны. В частности, у этих детей не сформирована высшая форма игровой деятельности - ролевая игра.
Словесное описание сюжетной картинки осуществляется в условиях одновременно и познавательной, и коммуникативной ситуации. Речевая деятельность при этом описании теснейшим образом связана со специфической деятельностью восприятия. У детей с ЗПР есть определенные трудности при переводе зрительных впечатлений в словесную форму.
Устное сочинение на заданную тему - один из наиболее активных видов монологической речи. Поэтому особенности, присущие связной речи детей с ЗПР, которые только наметились в их рассказах по простым сюжетным картинкам, проявляются в устных сочинениях наиболее ярко.
Особенности в построении высказывания, характерные для детей с ЗПР,- результат трудностей в планировании и развертывании речевого сообщения. Чем больше его объем, тем чаще встречаются разнообразные аграмматизмы. Наиболее характерными видами аграмматизмов являются:
- пропуск или избыточность членов предложения;
- ошибки в управлении и согласовании;
- ошибки в употреблении служебных слов;
- ошибки в определении времени глагола;
- трудности в слово - и формообразовании;
- структурная неоформленность высказывания.
Формирование связной речи тесно связано со способностями детей оречевить свои действия. Под "вербализацией" (оречевлением), понимается возможность ребенка объяснить выполяемое; при этом учитывается точность и понятность высказывания, его лексическое и грамматическое оформление.
Одно из важнейших условий коррекции речи детей с ЗПР - организация их речевой практики, в которой ведущая роль отводится самостоятельной активности речевой деятельности ребенка.
Усвоение принятых форм речи опирается во многом на механизм подражания. Подражание ребенка - не пассивный процесс. Оно основано на активной познавательной и речевой деятельности.
Одна из важнейших задач при коррекции речевой деятельности детей с ЗПР - совершенствование регулирующей функции речи. Психолог Г.И.Жаренкова предлагает для этого использовать занятия по изготовлению поделок. Особое значение для развития регулирующей функции речи имеет обучение самоконтролю. Можно предложить ребенку сравнить изготовленное им изделие с образцом, самостоятельно сделать сравнительный анализ, обосновать в речевой форме правильность выполненного задания.
У детей с ЗПР нарушения познавательной деятельности усугубляются слабой речевой активностью. Часто такой ребенок, зная материал, не отвечает из-за слабого побуждения к речи. Один из эффективных способов, способствующих активизации речи, введение добавочных мотивов, создание проблемных ситуаций.
Формирование интереса к речи и потребность в ее совершенствовании - необходимые условия коррекции речевой деятельности детей с ЗПР.
Оценка эффективности программы коррекционно-развивающих игр (контрольный
эксперимент)
Определение уровня развития основных характеристик внимания у детей с речевыми нарушениями по окончанию обучающего эксперимента проходило на базе той же экспериментальной группы. Данные контрольного эксперимента сравнивались с данными констатирующего эксперимента. Детям предлагались аналогичные задания. Эксперимент был разделен так же н ...
Формы и методы работы с несовершеннолетними
Вся деятельность социальной работы с детьми и подростками девиантного поведения строится с учётом изучения потребностей, психического состояния, гендерного аспекта. В ходе практики мною и специалистом по социально-педагогической деятельности было проведено тестирование и анкетирование подростков Железнодорожного района г. Ульяновска. Вс ...
Деятельность и психика
Единство всех сторон психической жизни человека служит основанием для его активности, важнейшей формой которой является деятельность. Понятие психики тесно взаимосвязано с понятием деятельности в самом своем определении как способности мозга получать информацию об окружающей действительности, создавать образ объективного мира и регулир ...