RSS Feed

Психологические средства коррекции внимания у детей дошкольного возраста
Страница 1

Психология » Особенности проявления закономерностей внимания у детей дошкольного возраста » Психологические средства коррекции внимания у детей дошкольного возраста

Внимание дошкольника отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и выполняемым с ними действиями. Ребенок сосредоточен на предмете или действии только до тех пор, пока не угасает его интерес к этому предмету или действию. Появление нового предмета вызывает переключение внимания, поэтому дети длительное время занимаются одним и тем же. Нормализация массы тела путем психологической коррекции на сайте imaton.ru.

Хотя дети 4-5 лет и начинают овладевать произвольным вниманием, непроизвольное внимание остается преобладающим на протяжении всего дошкольного детства. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры или решения эмоционально окрашенной продуктивной задачи они могут достаточно долго оставаться внимательными. Эта особенность внимания является одним из основания, по которым дошкольное обучение не может строиться на заданиях, требующих постоянного напряжения произвольного внимания. Используемые на занятиях элементы игры, продуктивные виды деятельности, частая смена форм деятельности позволяют поддерживать внимание детей на достаточно высоком уровне [20, с.95].

Следует отметить, что начиная со старшего дошкольного возраста, становятся способными удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа).

Цели и задачи коррекционно-развивающей работы должны быть сформулированы как система задач трех уровней:

коррекционного - исправления отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития;

развивающего – оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития;

Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе. У дошкольника преобладает непроизвольное внимание; ребенок не может еще управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточится на чем-то одном, в частой смене деятельности.

К началу обучения в школе у ребенка постепенно формируется произвольное внимание. Оно развивается довольно интенсивно, если взрослые оказывают ребенку помощь[4, с.153].

Развитие произвольного внимания тесно связано с развитием ответственности, что предполагает тщательное выполнение любого задания – как интересного, так и неинтересного.

Произвольное внимание развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств, таких, как объем, концентрация, распределение и переключение, устойчивость.

Для этого с ребенком нужно проводить различные тесты для изучения различных свойств внимания, показатели внимания значительно возрастают в сюжетно-ролевой и дидактической играх, коррекционные и развивающие упражнения на внимание.

Называть ребенку различные слова: стол, стул, кровать, карандаш, книга, воробей, вилка и т.д. он должен, по договоренности, отреагировать на определенные слова. Если ребенок сбивается, повторите задание снова.

Во второй серии можно предложить, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда, как условлено, услышит слово, обозначающее растение.

В третьей серии можно объединить и первое, и второе задание.

Концентрируя свое внимание, ребенок пытается сосредоточиться на выполнении определенного задания, при этом объект представляется малышу более подробно, отчетливо и ярко.

Одним из индикаторов внимания являются задания, в которых ребенок должен правильно расставить значки в фигурках или найти на картинке выделенные фрагменты.

Объем внимания – это способность сознания ребенка охватывать одновременно большое количество отображаемых объектов в данный момент. Сознание дошкольника может отображать одновременно от 5 до 7 объектов. Объем внимания у ребенка можно развивать на следующих заданиях: определение отдельно взятых предметов из общей группы или, наоборот, объединение в одну группу нескольких предметов. Также можно попросить малыша вспомнить сказку, спросить его, как она называется, о чем в ней говорится. Ребенок, таким образом может попробовать отобразить в своем сознании любое событие, которое с ним когда-то произошло, а потом детально рассказать об этом.

Малыша важно научить быстро переключать свое внимание с одного объекта на другой, так как детям это довольно сложно. Потренироваться можно на сравнении двух картинок (нахождение сходств и различий); поиске определенного предмета среди множества других.

В старшем дошкольном возрасте дети хорошо различают цвет и форму предмета, называют геометрические фигуры, свободно оперируют соответствующими формами, находя их в знакомых вещах (тетрадь похожа на прямоугольник, яблоко - на шар, тумбочка – на куб и т.д.). по силуэту или незначительным деталям дети должны определять предмет, различать его величину, форму.

Такие и подобные упражнения развивают внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а кроме того, расширяют кругозор и познавательную активность ребенка [6, с.643].

Страницы: 1 2 3


Профессиональные знания, умения и навыки практического психолога
Психолог должен знать свои: – личностные особенности; – свои способности и возможности; – сильные и слабые стороны; – способы компенсации недостатков. Психолог должен уметь регулировать свои: – эмоциональные состояния; – мобилизовать психич. функции (память, внимание, мышление); – осуществлять поиск и анализ необходимой научной, ...

Ваше отношение к конфликтам в ближайшем окружении
1. Есть ли в вашей группе люди, которые постоянно (часто) оказываются участниками конфликтов? Кто это? Мальчик. Девочка. Зачинщик. Жертва. Коренной житель (русский). Мигрант, приезжий (иностранец). 2. Какие конфликты наиболее характерны для вашей группы (класса)? Во время замятий. Во время перемены. После занятий. 3. Есть ли ср ...

Опросник «исследование психологической структуры темперамента» Б.Н.Смирнова.
Опросник Б.Н. Смирнова позволяет выявить рад полярных свойств темперамента: экстра­версию — интроверсию, эмоциональную возбудимость — эмоциональную уравновешенность, темп реакций (быстрый — медленный), активность (высокую — низкую). Он также имеет шкалу искренности испытуемого при ответах на вопросы, позволяющую оценить надежность получ ...