RSS Feed

Психологические особенности проявления депрессии в зрелом возрасте. Ключевые понятия в определении депрессии. История изучения психологических аспектов депрессии
Страница 2

Психология » Исследование депрессивных состояний бизнесменов » Психологические особенности проявления депрессии в зрелом возрасте. Ключевые понятия в определении депрессии. История изучения психологических аспектов депрессии

Формирование психогенных депрессий является ответом психики на различные психотравмирующие воздействия. В частности, в основе депрессивных реакций можно обнаружить длительное или кратковременное воздействие психосоциальных стрессоров, нарушение межличностных взаимоотношений, трудовые конфликты.

Соматогенные депрессии

(вторичные, симптоматические)

возникают в результате органического поражения головного мозга (черепно-мозговая травма, воспалительные процессы), интоксикаций (алкогольная, нейролептическая), различных видов соматической патологии (артериальная гипертензия, атеросклероз). [21, с. 54]

Определенную роль играют нарушения деятельности эпифиза, которые приводят к так называемому синдрому пониженного мелатонина. Дефицит мелатонина, вырабатываемого эпифизом, нарушает циркадный ритм секреции кортизола, что в какой-то мере объясняет циркадную динамику психического состояния при эндогенных депрессивных расстройствах, а также наличие диссомнических нарушений. [19, с. 164]

Конечно, чаще всего встречающееся самое тяжелое депрессивное расстройство – это тоскливость: серое, черное настроение с чувством надуманной непоправимости каких-то, преувеличенных тоской, житейских трудностей, с чувством безвыходности, неизбывности душевной боли. Тоскливость может сопровождаться дурными медленными мыслями и телесной малоподвижностью. Но может она соединяться, например, и с тоскливо-тревожной беготней по комнатам, и со смехом вперемешку с рыданиями. У больного возникает стойкий упадок настроения, который сопровождается глубокой тоской и тревожностью. Пропадает желание трудиться, двигаться — «все валится из рук». Отсутствует интерес ко всему окружающему, снижена интеллектуальная деятельность. Человек погружен в свои мысли, чаще всего имеющие негативную окраску (мыслительный процесс также замедлен). Его гложет чувство вины и тревоги. Он ощущает себя никчемным, малоценным. В тяжелых случаях эти чувства могут перерасти в бред самообвинения или греховности. Психоэмоциональные расстройства нередко сопровождаются физическим ощущением тяжести и давления в области груди, болями в сердце. В течение суток глубина депрессии, как правило, меняется: утром человек более угнетен, к вечеру его состояние несколько улучшается. Сон обычно беспокойный, неглубокий, в тоже время днем мучает сонливость. Обычно снижаются аппетит, внимание к собственной внешности. У женщин может нарушиться менструальный цикл. [10, с. 214]

В некоторых случаях присоединяется ипохондрия. Человек считает, что он неизлечимо болен. Он находит у себя признаки тяжелейших недугов, чаще всего реально не связанные с какими-либо серьезными изменениями в организме. Его угнетает ожидание тяжелой смерти, возникает желание самоубийства для предотвращения мучений.

Иногда состояние депрессии может иметь истерическую окраску: чувство безысходности и отчаяния сопровождается бурными рыданиями, судорогами, потерей речи, памяти. Человека сотрясает крупная дрожь, дрожат руки и ноги, возникают истерические галлюцинации.

В связи с тем, что депрессивное состояние часто сопровождается мыслями о самоубийстве и попытками к нему, больные должны все время находиться под присмотром. Длительно затянувшееся депрессивное состояние требует постоянного врачебного наблюдения в клинических условиях. [9, с. 79]

Страницы: 1 2 3 4 5


Кризис дошкольного возраста
Л.С. Выготский называл этот кризис кризисом семи лет и указывал на очевидные изменения в характере и поведении ребенка. Признаки наступления кризисного периода: – возникновение паузы между обращением к ребенку и его ответной реакцией («как будто не слышит», «надо сто раз повторить») – появление оспаривания со стороны ребенка необходи ...

Метод опроса
Метод опроса представляет собой способ получения информации об изучаемом индивиде, группе, социальной общности в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (опросник, анкета) общения экспериментатора и респондента, т.е. лица, отвечающего на вопросы исследователя. Опрос является одним из самых распространенных, хотя и не очень ...

Работоспособность субъекта труда. Динамика работоспособности
Успешное выполнение трудовых задач и удовлетворенность этим процессом во многом зависит от уровня работоспособности. Работоспособность формируется в результате выполнения человеком конкретной деятельности, проявляется и оценивается в ходе ее реализации. Работоспособность – это социально-биологическое свойство человека, отражающее его в ...