Психологические особенности проявления депрессии в зрелом возрасте. Ключевые понятия в определении депрессии. История изучения
психологических аспектов депрессииСтраница 2
Формирование психогенных депрессий является ответом психики на различные психотравмирующие воздействия. В частности, в основе депрессивных реакций можно обнаружить длительное или кратковременное воздействие психосоциальных стрессоров, нарушение межличностных взаимоотношений, трудовые конфликты.
Соматогенные депрессии
(вторичные, симптоматические)
возникают в результате органического поражения головного мозга (черепно-мозговая травма, воспалительные процессы), интоксикаций (алкогольная, нейролептическая), различных видов соматической патологии (артериальная гипертензия, атеросклероз). [21, с. 54]
Определенную роль играют нарушения деятельности эпифиза, которые приводят к так называемому синдрому пониженного мелатонина. Дефицит мелатонина, вырабатываемого эпифизом, нарушает циркадный ритм секреции кортизола, что в какой-то мере объясняет циркадную динамику психического состояния при эндогенных депрессивных расстройствах, а также наличие диссомнических нарушений. [19, с. 164]
Конечно, чаще всего встречающееся самое тяжелое депрессивное расстройство – это тоскливость: серое, черное настроение с чувством надуманной непоправимости каких-то, преувеличенных тоской, житейских трудностей, с чувством безвыходности, неизбывности душевной боли. Тоскливость может сопровождаться дурными медленными мыслями и телесной малоподвижностью. Но может она соединяться, например, и с тоскливо-тревожной беготней по комнатам, и со смехом вперемешку с рыданиями. У больного возникает стойкий упадок настроения, который сопровождается глубокой тоской и тревожностью. Пропадает желание трудиться, двигаться — «все валится из рук». Отсутствует интерес ко всему окружающему, снижена интеллектуальная деятельность. Человек погружен в свои мысли, чаще всего имеющие негативную окраску (мыслительный процесс также замедлен). Его гложет чувство вины и тревоги. Он ощущает себя никчемным, малоценным. В тяжелых случаях эти чувства могут перерасти в бред самообвинения или греховности. Психоэмоциональные расстройства нередко сопровождаются физическим ощущением тяжести и давления в области груди, болями в сердце. В течение суток глубина депрессии, как правило, меняется: утром человек более угнетен, к вечеру его состояние несколько улучшается. Сон обычно беспокойный, неглубокий, в тоже время днем мучает сонливость. Обычно снижаются аппетит, внимание к собственной внешности. У женщин может нарушиться менструальный цикл. [10, с. 214]
В некоторых случаях присоединяется ипохондрия. Человек считает, что он неизлечимо болен. Он находит у себя признаки тяжелейших недугов, чаще всего реально не связанные с какими-либо серьезными изменениями в организме. Его угнетает ожидание тяжелой смерти, возникает желание самоубийства для предотвращения мучений.
Иногда состояние депрессии может иметь истерическую окраску: чувство безысходности и отчаяния сопровождается бурными рыданиями, судорогами, потерей речи, памяти. Человека сотрясает крупная дрожь, дрожат руки и ноги, возникают истерические галлюцинации.
В связи с тем, что депрессивное состояние часто сопровождается мыслями о самоубийстве и попытками к нему, больные должны все время находиться под присмотром. Длительно затянувшееся депрессивное состояние требует постоянного врачебного наблюдения в клинических условиях. [9, с. 79]
Самоубийство и психические расстройства
Исследования самоубийств, совершаемых как в развивающихся, так и в развитых странах, позволили выявить два важных фактора. Во-первых, большинство людей, совершающих самоубийство, страдают теми или иными психическими расстройствами. Во-вторых, среди пациентов психиатрических клиник самоубийство встречается чаще, чем в общей популяции.
Н ...
Виды нарушений менструального цикла
Аменорея
Ряд нарушений менструальных функций, возникавших у женщин во время войны, описывались различными авторами. Далеко не всегда нарушения могли быть объяснены недостаточностью питания. Так, C. Whitacker и B. Barrera (1944 г.), исследовав во время войны 60 санитарок, которые питались удовлетворительно, но подвергались информационно ...
Психологические условия педагогической деятельности и личности учителя
Про деятельность учителей написано много замечательных книг, авторами которых были и ученые – теоретики, и педагоги – практики. Назовем только некоторые известные всем фамилии: В.А. Сухомлинский, Ф.М. Гоноболин, Г.С. Костюк, А.И. Щербаков, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, Я.А. Каменский и др. Кажется, не одна сфера человеческой деятельнос ...