Психологические особенности проявления депрессии в зрелом возрасте. Ключевые понятия в определении депрессии. История изучения
психологических аспектов депрессииСтраница 4
Установлена связь между тяжелым хроническим течением депрессии у родителей и психопатологическими, адаптационными нарушениями у детей. [21, с. 87] Причем эта связь более ярко выражена при наличии заболевания у матери. Она проявляет агрессию к детям: их подвижные игры и требования внимания к себе становятся для нее невыносимыми. В результате мать может ни за что ударить ребенка, а затем мучиться угрызениями совести и чувством вины.
Психические расстройства (преимущественно большая депрессия) были выявлены у 80% детей, чьи матери страдали депрессией. У детей отмечались нарушения поведения в школе, выраженное снижение социальной уверенности и академической успеваемости, плохое взаимодействие с матерью. Особо неблагоприятное воздействие на отношения между матерью и ребенком оказывает послеродовая депрессия, поскольку связана с когнитивной (мыслительной, познавательной) недостаточностью у новорожденного и ребенка раннего детского возраста. У женщин, находящихся в депрессии, искажено восприятие мира. Их все раздражает, они неадекватно реагируют на некоторые ситуации, например, вместо того, чтобы взять на руки и успокоить плачущего младенца, заставляют его плакать до посинения или ругают грубыми словами.
В клинической картине реактивной депрессии, как пояснил в свое время Карл Ясперс (1913), психологически понятно, «как в зеркале», по выражению Ясперса, видится содержание психической травмы: депрессивная женщина, например, постоянно тоскливо думает об умершем муже, не может примириться с тем, что его уже нет, мучает-винит себя в том, что плохо искала, не нашла еще какого-то из многочисленных лекарств, о котором говорила ей соседка. В случае не-реактивной депрессии с выраженной тоскливостью нет строгой психологической понятности между содержанием травмирующего события и содержанием страдания. В клинической картине такой депрессии тоскливость обычно густо перемешана с депрессивными масками. В клинической картине любой депрессии может наблюдаться хронический болевой синдром. Хронической болью, по данным Международной ассоциации по изучению боли, принято считать боль, которая продолжается сверх нормального периода заживления и длится не менее 3 месяцев. Симптомы депрессии при хроническом болевом синдроме могут быть очевидными или стертыми. Достаточно часто боль является «маской» депрессии и собственно депрессивные симптомы выступают в атипичной форме и скрыты за доминирующей в клинической картине болью. Среди синдромов маскированной депрессии некоторые авторы отдельно выделяют алгическо-сенестопатический синдром. Больные с типичными проявлениями депрессии достаточно быстро оказываются в поле зрения психиатров. Напротив, больные с атипично протекающими, маскированными депрессиями долго и подчас безрезультатно лечатся у врачей общей практики, так как распознать подобную депрессию достаточно сложно. [21, с. 93]
И в заключение приведем воедино все рассмотренные нами ключевые понятия в определении депрессии. [1, с. 78] Депрессия – сниженное, угнетенное настроение, часто сопровождающееся тревогой, бессонницей, слабостью, снижением аппетита и другими симптомами. Для того, чтобы считаться болезнью, депрессия должна быть достаточной выраженности и длительности (как минимум 2 недели).
Особенности проявления волевой готовности
Мы более подробно остановимся на волевой готовности ребенка к школе.
Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиям ...
Коррекция депрессивных состояний бизнесменов на базе частной клиники
«Здравица». Формирующий эксперимент (коррекционные
мероприятия)
Коррекционные мероприятия проводились только с испытуемыми коррекционной группы.
Коррекционная работа включала в себя:
- психотерапию;
- дыхательно-релаксационный тренинг;
- светотерапию;
- депривацию сна.
Психотерапевтическая работа включала в себя как групповые занятия, так и индивидуальные консультации. Психотерапевтическая раб ...
Деятельность и обучение
Учебная деятельность –
это специфическая человеческая деятельность, непосредственной целью которой является само освоение определенной информации, действий, форм поведения.
Учебная деятельность включает в себя освоение:
знаний, навыков и умений. Учебная деятельность начинает развиваться лишь к шести-семи годам, когда у ребенка появл ...