Психологические особенности проявления депрессии в зрелом возрасте. Ключевые понятия в определении депрессии. История изучения
психологических аспектов депрессииСтраница 4
Установлена связь между тяжелым хроническим течением депрессии у родителей и психопатологическими, адаптационными нарушениями у детей. [21, с. 87] Причем эта связь более ярко выражена при наличии заболевания у матери. Она проявляет агрессию к детям: их подвижные игры и требования внимания к себе становятся для нее невыносимыми. В результате мать может ни за что ударить ребенка, а затем мучиться угрызениями совести и чувством вины.
Психические расстройства (преимущественно большая депрессия) были выявлены у 80% детей, чьи матери страдали депрессией. У детей отмечались нарушения поведения в школе, выраженное снижение социальной уверенности и академической успеваемости, плохое взаимодействие с матерью. Особо неблагоприятное воздействие на отношения между матерью и ребенком оказывает послеродовая депрессия, поскольку связана с когнитивной (мыслительной, познавательной) недостаточностью у новорожденного и ребенка раннего детского возраста. У женщин, находящихся в депрессии, искажено восприятие мира. Их все раздражает, они неадекватно реагируют на некоторые ситуации, например, вместо того, чтобы взять на руки и успокоить плачущего младенца, заставляют его плакать до посинения или ругают грубыми словами.
В клинической картине реактивной депрессии, как пояснил в свое время Карл Ясперс (1913), психологически понятно, «как в зеркале», по выражению Ясперса, видится содержание психической травмы: депрессивная женщина, например, постоянно тоскливо думает об умершем муже, не может примириться с тем, что его уже нет, мучает-винит себя в том, что плохо искала, не нашла еще какого-то из многочисленных лекарств, о котором говорила ей соседка. В случае не-реактивной депрессии с выраженной тоскливостью нет строгой психологической понятности между содержанием травмирующего события и содержанием страдания. В клинической картине такой депрессии тоскливость обычно густо перемешана с депрессивными масками. В клинической картине любой депрессии может наблюдаться хронический болевой синдром. Хронической болью, по данным Международной ассоциации по изучению боли, принято считать боль, которая продолжается сверх нормального периода заживления и длится не менее 3 месяцев. Симптомы депрессии при хроническом болевом синдроме могут быть очевидными или стертыми. Достаточно часто боль является «маской» депрессии и собственно депрессивные симптомы выступают в атипичной форме и скрыты за доминирующей в клинической картине болью. Среди синдромов маскированной депрессии некоторые авторы отдельно выделяют алгическо-сенестопатический синдром. Больные с типичными проявлениями депрессии достаточно быстро оказываются в поле зрения психиатров. Напротив, больные с атипично протекающими, маскированными депрессиями долго и подчас безрезультатно лечатся у врачей общей практики, так как распознать подобную депрессию достаточно сложно. [21, с. 93]
И в заключение приведем воедино все рассмотренные нами ключевые понятия в определении депрессии. [1, с. 78] Депрессия – сниженное, угнетенное настроение, часто сопровождающееся тревогой, бессонницей, слабостью, снижением аппетита и другими симптомами. Для того, чтобы считаться болезнью, депрессия должна быть достаточной выраженности и длительности (как минимум 2 недели).
Концентрация
Неумение сосредоточиться - фактор, тесно связанный со стрессом. Например, большинство работающих женщин дома выполняют три функции: домашней хозяйки, супруги и матери. Каждая из этих функций требует от женщины сосредоточенности, предельного внимания и, естественно, полной самоотдачи. Возникает многократная несосредоточенность. Каждая из ...
Влияние стилей воспитания на формирование личности
ребенка
Большинство исследователей проблемы неврозов считают, что деструктивный стиль отношения родителей к ребенку ведет к возникновению аномалий формирования личности в детском возрасте (Захаров А.И., 1998).
Так, один из основоположников отечественной психиатрии И.М. Балинский (1859) считал, что строгое, несправедливое отношение к детям в се ...
Функции и виды речи
Речь – это совокупность произносимых и воспринимаемых звуков.
Речь является основным средством человеческого общения, с помощью которой человек получает и передает большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абс ...