RSS Feed

Психологические особенности проявления депрессии в зрелом возрасте. Ключевые понятия в определении депрессии. История изучения психологических аспектов депрессии
Страница 3

Психология » Исследование депрессивных состояний бизнесменов » Психологические особенности проявления депрессии в зрелом возрасте. Ключевые понятия в определении депрессии. История изучения психологических аспектов депрессии

Однако довольно часто в наше время встречаются депрессии без явной тоскливости. Здесь душевный упадок обнаруживает себя масками как бы других болезненных расстройств, масками, за которыми как бы прячется душевная боль, и тогда неспециалисту трудно разглядеть в такой депрессии депрессию. Эти маски есть различного рода навязчивости, страхи, болезненные сомнения, тревожные опасения, острая застенчивость. Это и лень, вялость-апатия с тягостным желанием хоть чего-то желать, и напряженность-струна в душе, и пронзительная злость, и переживание собственной эмоциональной измененности (деперсонализация), истерические, неврастенические расстройства, и неприятные, в том числе очень сложные, странные телесные ощущения («раздувает изнутри сердце», «будто что-то неприятное насыпано под кожей и мешает» и т. п.), даже физические боли и вегетативные нарушения.

За эти депрессивные маски такие депрессии и называют маскированными (скрытыми, вегетативными и т. д.). И все эти маски, в отдельности и в смешении, так или иначе, проникнуты, пронизаны заметной тоскливостью. Обычно что-то здесь преобладает, либо, например, физическая боль, тягостное ощущение, навязчивость, либо тоска, либо душевная боль, либо истерическая «трясучка». Так, тоскливость может давать себя знать одновременно также и физической болью, тягостным телесным ощущением в груди (без какого-то соматического заболевания).

Депрессию как патологическое состояние следует дифференцировать с временным снижением психофизического тонуса, свойственного и здоровым людям. [27, с. 157] Патологическое депрессивное состояние может развиться в отсутствие объективных причин упадка настроения. Если причина все же существует (хроническое переутомление, перенесенное горе, длительное психическое возбуждение), то патологическая депрессия продолжается и при устранении этой причины.

Развитие депрессивного синдрома обусловлено глубокими функциональными психоэмоциональными расстройствами на уровне коры головного мозга, а также подкорковых и стволовых образований. Немалая роль принадлежит снижению активирующего влияния ретикулярной формации и дисфункции лимбико-ретикулярного комплекса на фоне экзо- или эндогенной патологии. [19, с. 89]

У мужчин депрессия часто маскируется алкоголизмом, расстройством социальной адаптации. [10, с. 153] Они реже обращаются за помощью и более склонны к суициду (самоубийству). У мужчин причиной депрессии являются психосоциальные факторы: неумение ладить с людьми, выражать свои эмоции, "комплекс неполноценности", отсутствие профессиональных знаний, нежелание обучаться и развивать свое мышление, себя - свою личность, наличие психологических страхов, стрессовые воздействия окружающей среды.

Нарушение работоспособности сильно влияет на мужчин, выполняющих функцию кормильцев семьи. Они алкоголизируют. Это приводит к тому, что дети больше контактируют с женщинами (матерями).

Причиной развития депрессии могут стать и проблемы в супружеских отношениях, которые приведут к появлению чувства вины, обидчивости, уменьшению привязанности и даже снижению интереса в половых отношениях.

Чаще, чем мужчины, страдают депрессией женщины, особенно репродуктивного (способные к деторождению) возраста. Кроме вышеперечисленных психосоциальных факторов здесь добавляются еще такие, как низкий статус женщины в обществе и семье (работа, кухня, стирка, дети), экономическая зависимость от супруга и - дополнительный фактор риска - изменения гормонального статуса, которые происходят с женщиной во время беременности, послеродовом, предменструальном и предклимактерическом периодах.

Страницы: 1 2 3 4 5


Определения понятия «способности».
Прежде чем освятить вопрос способностей, стоит дать их определение: Способности – индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от др., определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам ...

Проблемы практического подхода к мотивации личности
Знание логики процесса мотивации не дает существенных преимуществ в управлении этим процессом. Можно указать на несколько факторов, которые усложняют и делают неясным процесс практического развертывания мотивации. Важным фактором является не очевидность мотивов. Можно предполагать, догадываться по поводу того, какие мотивы действуют, но ...

Теоретические аспекты межличностных отношений детей с ЗПР. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР
Основная идея всей современной педагогики заключается в том, что отсталому ребёнку воспитание нужно в большей степени, чем нормальному. Выясним, что собой представляют дети с особыми образовательными потребностями и какие особенности психики данных детей необходимо учитывать в их воспитании и обучении. Исследования ученых (Л.С. Выготс ...