RSS Feed

Основные положения гештальтпсихологии
Страница 1

Психология » Основы психологии » Основные положения гештальтпсихологии

Гештальт психологи критиковали тезис о том, что сознание можно разложить на элементарные составляющие и установить связи между ними. Психологи данного направления стали разрабатывать проблему целостности: свойство целого определяется самим целым, а не совокупностью входящих в него элементов. По аналогии с электромагнитными полями в физике, сознание в гештальтпсихологии понималось как динамическое целое, "поле", в котором каждая точка взаимодействует со всеми остальными. Для экспериментального исследования этого поля была введена единица анализа, в качестве которой стал выступать гештальт. Гештальты были обнаружены при восприятии формы, кажущегося движения, оптико–геометрических иллюзий. В качестве основного закона группировки отдельных элементов был постулирован закон прегнантности как стремления психологического поля к образованию наиболее устойчивой, простой и „экономной" конфигурации. Единицами анализа этого целого в Г.психологии выступают гештальты, как целостные образования.

При этом были выделены факторы, способствующие группировке элементов в целостные гештальты:

1.Ф.близости (в фигуру объединяются элементы близко расположенные),

2. Ф.сходства (в фигуру объединяются элементы сходные по некоторым параметрам (форме, цвету)),

3. Ф. "хорошего продолжения" (стремление воспринимать наиболее простые и напрашивающиеся конфигурации),

4.Ф.вхождения без остатка,

5. Ф.замкнутости (из серии взаимосвязанных и разомкнутых фигу воспринимаются замкнутые),

6. Ф.прошлого опыта.

Представителями гештальтпсихологии как школы: были М.Вертгеймер, В.Келлер и К.Коффка, основавшие в 1921 г. журнал "Психологические исследования". Главным экспериментом, от которого эта школа вела свою родословную, было изучение Вертгеймером так называемого фи-феномена. С помощью специальных приборов (стробоскопа и тахиостоскопа) он экспонировал с различной скоростью один за другим два раздражителя (прямые линии). Когда интервал был относительно большой, испытуемый воспринимал их последовательно. При очень коротком интервале они воспринимались как данные одновременно, а при оптимальном интервале (около 60 миллисекунд) возникало восприятие движения, т.е. глаз видел перемещение линии вправо или влево, а не две линии, данные последовательно или одновременно. В определенный момент, когда временной интервал начинал превышать оптимальный, испытуемый в какой-то момент воспринимал чистое движение, т.е. осознавал, что движение происходит, но без того, чтобы перемещалась сама линия. Это явление и было названо фи-феноменом. Фи-феномен выступал не как соединение отдельных сенсорных элементов, а как "динамическое целое". Интересные факты, говорящие о целостности восприятия и ошибочности представления о нём как о мозаике ощущений, были получены датским психологом Рубином, изучавшим феномен "фигуры и фона". Фигура воспринимается как замкнутое, выступающее вперёд целое, отделённое от фона контуром, тогда как фон кажется простирающимся позади.

Первым теоретическим трудом была работа Келлера "Физические гештальты в покое и стационарном состоянии". В ней Келлер стремился перестроить психологический способ объяснения по типу физико-математического. По его мнению, посредником между физическим полем и целостным восприятием должна стать новая физиология - физиология не изолированных элементов и путей, а целостных и динамичных структур, т.е. гештальтов. Трактуя интеллект как поведение, направленное на решение проблем, Келлер провел свои знаменитые опыты над человекообразными обезьянами. Создавались ситуации, в которых подопытное животное для достижения цели должно было найти обходные пути. Главная проблема состояла в выяснении того, каким способом решается задача: происходит ли слепой поиск решения путем проб и ошибок или обезьяна достигает цели благодаря инсайту - "озарению", внезапному, спонтанному схватыванию отношений, пониманию ситуации. Келлер высказался за второе объяснение. Он объяснял удачные решения животного тем, что поле его восприятия обретает новую структуру, адекватную проблемной ситуации.

К.Дукнкер Начинал свои психологические исследования с анализа движения в условиях разделения фигуры и фона. Известен прежде всего своими исследованиями продуктивного мышления. Открыл эффект „функциональной закрепленности", заключающийся в том, что используемые каким–то определенным образом объекты трудно начать использовать иначе. В 1924 г. вместе с К. Зенером провел исследования научения, приведшие к парадоксальным результатам: механическое повторение решения проблемных задач ведет к ухудшению результатов при решении новых задач. Экспериментально, на своих студентах, которых он просил рассуждать вслух, показал, что понимание происходит постепенно и градуированно. Процесс решения проблемы включает в себя ряд последовательных переформулирований проблемы, которые совершаются до тех пор, пока не находится формулировка, для которой есть средства разрешения. Таким образом, решение задачи состоит из качественно различных фаз: из фазы нахождения принципа („функциональное решение задачи") и фазы реализации („окончательное решение").

Страницы: 1 2


Объективный метод
Не вызывает сомнения факт, что все психические процессы (ощущения, представления, мысли, желания, чувства и т.п.) непосредственно доступны наблюдению только того, кто конкретно их переживает, чувствует, т.е. субъективному наблюдению. Если человек находится в позиции стороннего наблюдателя, то о психических явлениях другого человека он с ...

Предупреждение супружеских конфликтов
Разработано много рекомендаций по нормализации супружеских взаимоотношений, предупреждению перерастания спорных ситуаций в конфликты (В. Владин, Д. Капустин, И. Дорно, А. Егидес, В. Левкович, Ю. Рюриков). Большинство из них сводится к следующему: Уважай себя, а тем более другого. Помни, что он (она) самый близкий для тебя человек, отец ...

Эмпирические основания применения гуманистического подхода в практике социальной работы
Как видно из первой главы данной работы, очень трудно недооценить значимость использования гуманистического подхода в практической социальной работе. И поэтому студенты, обучающиеся по специальности «социальная работа» должны владеть навыками консультирования в рамках гуманистической психологии. Но, вся сложность такого подхода заключае ...