Понятие об ощущении и восприятииСтраница 2
2. адаптация – это приспособление к чувствительности к постоянно действующему раздражителю, который проявляется в понижении или повышении порогов чувствительности.
3. взаимодействие ощущений – изменение чувствительности одной анализаторной системы под влиянием другой анализаторной системы. 2 формы: синестезия – возникновение ощущения определенной модальности под воздействием раздражителя др.модальности; сенсибилизация – повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов
Количественные характеристики ощущений:
1. нижний порог – минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение (J0); верхний порог – максимальная величина раздражителя, которую способен адекватно воспринимать анализатор (Jmax). Интерва между ниж. И верх.поргами – диапазон чувствительности.
2. дифференциальный, разностный порог – наименьшая величина различий между раздражителями, когда они еще ощущаются как различные. (*J). Величина *J пропорциональна интенсивности сигнала J. *J/ J=K – закон Вебера.
3. Оперативный порог различимости сигналов – та величина различия между сигналами, при которой точность и скорость различения достигают максимума.
4. Интенсивность ощущения (Е) прямопропорциональна логарифму силы раздражителя J (закон Вебера-Фехнера).
5. Временный порог – минимальная длительность воздействия раздражителя, необходимая для возникновения ощущений.
6. Латентный период реакции – промежуток времени от момента подачи сигнала до момента возникновения ощущения.
Различают две основные формы изменения чувствительности: адаптация – изменение чувствительности для приспособления к внешним условиям (понижение/повышение чувствит-ти); сенсибилизация – повышение чувствительности под влиянием внутренних факторов, состояния организма. Восприятие - процесс порожд. чувств. образов, возн. при условии возд. внешн. мира на орг. чувств.; заключается в отражении объектов в совокупности свойств при непосредственном воздействии на органы чувств.
Результатом восприятия является перцептивный образ.
Дает целостный образ предмета или явления.
4 операции: обнаружение, различение, идентификация, опознание.
Восприятие бывает:
- непреднамеренное (непроизвольное)- преднамеренное – при участии воли. Может выступать как самост. деят-ть – наблюдение. Наблюдение – это произвольное планомерное восприятие, которое осуществляется с определенной, ясно осознанной целью с помощью произвольного внимания.
2 теории восприятия:
1. теория гештальта (образа): нервная система воспринимает не отдельные внешние стимулы, а их комплексы: форма, цвет, движение – как единое целое.
2. бихевиоризм: реально существую только элементарные (одномодальные) сенсорные функции. Только головной мозг имеет способность к синтезу.
Восприятие вкл. активный двигательный компонент (напр., движение глаз, руки) и сложную аналитико-синтетическую деятельность мозга в синтезе целостного образа.
Одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей и т.п. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности т- апперцепция.
Свойства восприятия:
1. Целостность – отражение не изолированных качеств предмета, а отношений между ними)
Личностные факторы суицидального риска
Преморбидные особенности личности, как один их факторов риска аутоагрессивного поведения изучены достаточно глубоко как психиатрами, так и психологами и психотерапевтами. Выявлен ряд предиспонирующих психолого–психиатрических факторов суицидального поведения, к которым относятся следующие (Ц.П. Короленко, 1970, В.Л. Ефименко, 1983, В.К. ...
Определение деструктивных установок в межличностных отношениях В.В. Бойко
Цель опросника выявление деструктивных установок в межличностных отношения испытуемых.
Опросник состоит из 25 суждений, с которыми испытуемые должны согласиться (ответ «да») или не согласиться (ответ «нет»)
По результатам диагностики определяется степень выраженности следующих негативных тенденций
1. Завуалированная жестокость в отно ...
Типы высшей нервной
деятельности у детей
Академик Н.И. Красногорский [8] конкретизировал Павловское учение о типах высшей нервной деятельности применительно к детскому возрасту.
Дети-сангвиники отличаются сильным, уравновешенным типом высшей нервной деятельности, у них одинаково хорошо выражены мыслительные и эмоциональные реакции. Они способны контролировать свои эмоции и по ...