RSS Feed

Формирование временной перспективы в юношеском возрасте
Страница 2

Поскольку дошкольник еще не соотносит временные ощущения с объективной временной сеткой, то можно наблюдать в этом возрасте наиболее ярко явление гомоморфизма временных параметров. Дети рассуждают так: «Время вообще есть, но без часов оно не заметно», «часы не главное, часы – точное время, а настоящее время в днях, сутках». Дошкольник живет в собственных представлениях здесь и теперь, где минутка – это слово, пока не соотносимое с физической мерой времени. В этом возрасте идет интенсивное накопление знаний о предметах и явлениях действительности, организованных во времени, чему способствует овладение родной речью, наблюдение за окружающим миром, а также осознание своей собственной жизни.

В общеобразовательных школьных программах меры времени запоминаются учениками, но не структурируются в систему, в целостный пространственно временной континуум. Это утверждается и в общепринятых философией определениях основных характеристик категории времени:

1) последовательность, характеризующая непрерывное следование одного явления, события за другим;

2) длительность, определяемая как продолжительность, протяженность явления во времени;

3) синхронность, понимаемая в двух значениях: как состояние взаимосвязанных явлений, их системы в определенный момент развития и как осуществление различных состояний одновременно, совпадение их во времени.

Эти метазнания, как отмечает И.С. Якиманская, не задаются обучением, но могут служить каркасом, интегрирующем все разрозненные представления ребенка о времени[52]. Проявляясь во множестве своих частных характеристик, становление представлений о времени проходит на основе субъектного опыта ориентации ребенка во времени с момента рождения по мере развития его движений, речи, знакомства с окружающим миром; а также присвоения культурных образцов социального взаимодействия, усвоение лексики и грамматики родного языка, соотношения мер и величин и так далее.

Можно утверждать, что при благоприятных условиях можно скорректировать его представление о времени и подвести к осмыслению основных метазнаний философии.

Введение объективного времени требует определенного контекста, который позволит перейти от наивной картины мира в сознании ребенка к принятому в культуре устройству времени. Это и будет тем эмоциональным кодом, личностным смыслом, ценностью, установкой, который позволит ввести ребенка в мир научных представлений о времени.

Синтез метапредставлений в единое представление о времени проводится постоянно. Во-первых, это постоянная работа с календарем. Вовторых, для детей игра и драматизация представляют хорошую возможность сборки полученных представлений в единое целое. Например, проигрывание сцен несколькими дошкольниками, когда группа находит свой образ времени и демонстрирует его остальным ребятам. После того, как просмотрены все групповые работы, проводится обсуждение. Среди представленных образов наиболее распространенным было движение в заданном темпе и ритме одного или нескольких человек с последующим соединением этого образа с устройством часов, когда совмещены темпы секундной, минутной и часовой стрелок.

В результате исследований установлено, что различие в субъективном опыте детей состоит в том, что мифология современного ребенка содержит другую систему мифов. Так пропагандируемая мысль о параллельных мирах позволяет лучше ребенку понять синхронность, машины времени помогают установить последовательность действий, а длительность ребенок быстрее узнает из соотнесения программы передач, в которой обозначены мультфильмы, с самой их длительностью. Так ребенок может обидеться, если в программе стоит время 12 часов 30 минут, а мультфильма все нет. Таким образом, современный дошкольник быстрее и цепче усваивает метапредставления о времени и их связь.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Установка в концепции Дмитрия Николаевича Узнадзе, и его учеников
Эта научная школа провела исследования феномена психологической установки. Дмитрий Николаевич и его последователи пришли к выводу, что от содержания установки человека зависит не только характер его мышления, но и восприятие им объектов нашего мира. Результаты большой экспериментальной работы показали, что восприятие реальности человек ...

Оказание помощи суицидальному человеку
Зачастую, когда человек говорит, что он "устал от жизни" или "не видит в жизни никакого смысла", его слова либо не принимают всерьез, либо ему приводят примеры других людей, которым удалось успешно справиться с еще большими трудностями. Ни один из этих ответов не окажет на самом деле помощи суицидальному человеку. П ...

«Эмоциональное выгорание», как проявление профессиональной деформации личности
Традиционно и в общественном сознании, и в научной литературе акцент делается, прежде всего, на позитивных аспектах работы с людьми (сотрудников правопорядка, врачей, педагогов, социальных работников и т. д.). Вместе с тем совершенно очевидно, что именно работа с людьми в силу предъявляемых ею высоких требований, особой ответственности ...