Использование поведенческой терапии с целью улучшения адаптации ребенка с РДАСтраница 1
В настоящее время в России испытывается острый недостаток практических разработок по социально – бытовой реабилитации, которые позволили бы детям и подросткам с аутизмом адаптироваться в повседневной жизни.
За рубежом наибольших успехов в области социальном – бытовой реабилитации достигли сторонники поведенческой терапии, Усилия которых направлены на формирования независимости самостоятельности ребенка в его повседневном поведении. Выделяют два крупных направления в рамках поведенческой терапии: - оперантное обучение,
- обучение по программе ТЕАССН.
В основе оперантного обучения лежат исследования бихевиористов, направлено на тренинг социально – бытового поведения через отработку отдельных операций с их последующим объединением. Здесь можно столкнуться с проблемой переноса сформированного навыка в другую ситуацию и в настоящее время ищут пути ее решения. На первом этапе обучения, как описывалось мной ранее, особое внимание нужно уделять формированию способности ребенка сосредотачиваться на задании и следовать инструкции взрослого. И благодаря гибкой системе подкреплений, мы закрепляли желаемое поведение и уменьшали нежелательное деструктивное поведение. Однако сохраняются трудности при переносе навыков на вне учебную обстановку и зависимость от взрослого, осуществляющего подкрепление соответствующего поведения.
Обучение по программе ТЕАСНН (лечение и обучение детей, страдающих аутизмом и нарушениями общения) направлено на облегчение социально-бытовой адаптации аутичного человека с помощью зрительной организации внешней среды.
Первичный акцент так же делается на формировании способности ребенка оставаться на своем месте и сосредоточиваться на задании.
Подобное поведение называется рабочим, так как является необходимой предпосылкой для самостоятельной деятельности аутичного ребенка. Здесь велика опасность зависимости от организованной ситуации. Попадая в такую среду, аутичный ребенок может оказаться беспомощным. Но все же в рамках этой программы, как и при оперантном обучении ребенок может социально адаптироваться.
В данной работе я хочу привести конкретные примеры форм использования методов оперантного обучения в сочетании с традиционными приемами организации социально – бытового поведения аутичных детей.
Общая организация поведения.
Первыми шагами в процессе обучения служат установление контакта с ребенком, исследование его возможностей, особенностей интересов и работа по общей организации его поведения. При формировании установки у ребенка на выполнение требований взрослого и заинтересованности ребенка в этом выполнении в начале часто приходится использовать простейшие естественные потребности ребенка; на что я первым делом обращала внимание. Так например, если он захотел пить, я просила его для начала сесть на стул. Часто же на попытку что – либо потребовать от него, он начинал капризничать, мог закричать и ударить. И не в коем случае при таком его поведении нельзя отменять свое требование, так как такой способ добиться своего может закрепиться в сознании ребенка. И, конечно же, нужно делать предварительный анализ того, что Ваш ребенок сможет выполнить, прежде чем что – либо требовать от него. Мои наблюдения показывают, что лучше всего закрепляется поведение, которое награждается не каждый раз, а время от времени. Это, кстати, касается и нежелательного поведения. Например, если в ответ на каприз ребенок после долгих отказов все- таки получал то, что требует, очень вероятно, что в дальнейшем он будет использовать тот же способ достижения желаемого.
Экспериментальное исследование влияния положительной и отрицательной
мотивации на продуктивность деятельности у базового персонала торгового
предприятия
Нами было проведено исследование, целью которого стало изучение влияния положительной и отрицательной мотивации на продуктивность деятельности у базового персонала торгового предприятия.
Объектом исследования стала психика базового персонала торгового предприятия.
Предмет исследования – мотивация базового персонала торгового предприят ...
Человек: индивид, личность, индивидуальность
Человек – это общее понятие, отражающее целостность человеческого существа, единство самых различных его жизненных функций и проявлений и используется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей.
Понятие человека тесно связано с понятиями «личность», «индивид», и «индивидуальность».
Личность – это многог ...
Биологические теории эмоций
Теория П.К. Анохина.
Анохин рассматривал эмоциональные состояния "как закономерный факт природы, как продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животного мира". При этом он опирался на теорию эволюции Ч. Дарвина. Он утверждал, что вопрос сводится лишь к тому, в чем, собственно, состоит биологическая и физиологичес ...