RSS Feed

Использование поведенческой терапии с целью улучшения адаптации ребенка с РДА
Страница 1

Психология » Психолого-педагогические условия коррекции аутичного ребенка » Использование поведенческой терапии с целью улучшения адаптации ребенка с РДА

В настоящее время в России испытывается острый недостаток практических разработок по социально – бытовой реабилитации, которые позволили бы детям и подросткам с аутизмом адаптироваться в повседневной жизни.

За рубежом наибольших успехов в области социальном – бытовой реабилитации достигли сторонники поведенческой терапии, Усилия которых направлены на формирования независимости самостоятельности ребенка в его повседневном поведении. Выделяют два крупных направления в рамках поведенческой терапии: - оперантное обучение,

- обучение по программе ТЕАССН.

В основе оперантного обучения лежат исследования бихевиористов, направлено на тренинг социально – бытового поведения через отработку отдельных операций с их последующим объединением. Здесь можно столкнуться с проблемой переноса сформированного навыка в другую ситуацию и в настоящее время ищут пути ее решения. На первом этапе обучения, как описывалось мной ранее, особое внимание нужно уделять формированию способности ребенка сосредотачиваться на задании и следовать инструкции взрослого. И благодаря гибкой системе подкреплений, мы закрепляли желаемое поведение и уменьшали нежелательное деструктивное поведение. Однако сохраняются трудности при переносе навыков на вне учебную обстановку и зависимость от взрослого, осуществляющего подкрепление соответствующего поведения.

Обучение по программе ТЕАСНН (лечение и обучение детей, страдающих аутизмом и нарушениями общения) направлено на облегчение социально-бытовой адаптации аутичного человека с помощью зрительной организации внешней среды.

Первичный акцент так же делается на формировании способности ребенка оставаться на своем месте и сосредоточиваться на задании.

Подобное поведение называется рабочим, так как является необходимой предпосылкой для самостоятельной деятельности аутичного ребенка. Здесь велика опасность зависимости от организованной ситуации. Попадая в такую среду, аутичный ребенок может оказаться беспомощным. Но все же в рамках этой программы, как и при оперантном обучении ребенок может социально адаптироваться.

В данной работе я хочу привести конкретные примеры форм использования методов оперантного обучения в сочетании с традиционными приемами организации социально – бытового поведения аутичных детей.

Общая организация поведения.

Первыми шагами в процессе обучения служат установление контакта с ребенком, исследование его возможностей, особенностей интересов и работа по общей организации его поведения. При формировании установки у ребенка на выполнение требований взрослого и заинтересованности ребенка в этом выполнении в начале часто приходится использовать простейшие естественные потребности ребенка; на что я первым делом обращала внимание. Так например, если он захотел пить, я просила его для начала сесть на стул. Часто же на попытку что – либо потребовать от него, он начинал капризничать, мог закричать и ударить. И не в коем случае при таком его поведении нельзя отменять свое требование, так как такой способ добиться своего может закрепиться в сознании ребенка. И, конечно же, нужно делать предварительный анализ того, что Ваш ребенок сможет выполнить, прежде чем что – либо требовать от него. Мои наблюдения показывают, что лучше всего закрепляется поведение, которое награждается не каждый раз, а время от времени. Это, кстати, касается и нежелательного поведения. Например, если в ответ на каприз ребенок после долгих отказов все- таки получал то, что требует, очень вероятно, что в дальнейшем он будет использовать тот же способ достижения желаемого.

Страницы: 1 2 3


Особенности терапии психических нарушений у беременных и рожениц
В этих случаях психологические и социальные меры обычно играют такую же важную роль, как и антидепрессанты. От врача при депрессиях, манифестирующих либо обостряющихся в период беременности, требуется выбор между необходимостью фармакотерапии, с одной стороны, и предотвращением риска для здоровья плода и новорожденного (опасность форми ...

Межличностная аттракция
Особый круг проблем межличностного восприятия возникает в связи с включением в этот процесс специфических эмоциональных регуляторов. Люди не просто воспринимают друг друга, но формируют друг по отношению к другу определенные отношения. На основе сделанных оценок рождается разнообразная гамма чувств — от неприятия того или иного человека ...

Организация и методы исследования возрастной психологии. Наблюдение как наиболее популярный метод исследования в психологии развития
Основные исследовательские методы психологии развития и возрастной психологии — это методы сбора фактов, выяснения тенденций, динамики психического развития, которое разворачивается во времени. На начальном этапе развития детской психологии (во второй половине XIX — начале XX в.) это был прежде всего метод наблюдения. Исследователи (ср ...