ВведениеСтраница 1
Человек существо социально и большая часть его жизни проходит в контакте с другими людьми, поэтому общество в целом задает вопрос о положительном или отрицательном поведении своих членов. Анализируя последние события, происходящие не только в нашей стране, но и в мире, нельзя не заметить общий рост агрессивных проявлений и жестокости, как на индивидуальном уровне, так и на уровне социальной группы.
Агрессия и жестокость, являясь индивидуально-личностными характеристиками, воздействуют на качество социальной жизни и жизни каждого человека. Этим объясняются то внимание и тот интерес, которые в последние десятилетия наблюдаются у психологов в отношении проблем агрессии (Р.Бэрон и Д.Ричардсон, 1994; П.А.Ковалев, 1995; Т.Н.Курбатова, 1995; О.Ю.Михайлова, 2000; А.А.Реан, 1996; Т.Г.Румянцева, 1999; С.Фешбек, 1994).
Особенности агрессивного поведения таковы, что, затрагивая эмоциональную сферу личности, они способствуют усугублению морального диссонанса, формированию стрессового и депрессивного состояний. Высокий уровень агрессии у лиц подросткового и юношеского возраста является настораживающим фактором, так как негативно влияет не только на учебную деятельность, взаимоотношения с родителями, друзьями, сверстниками, индивидуальное развитие, но и на успешность их будущей личной и профессиональной деятельности.
В настоящее время большое количество работ посвящено рассмотрению природы и особенностей агрессивного поведения в подростковом возрасте (Л.В.Маликов, 2000; Ю.Б. Можгинский, 1999; А.В. Никитина, 2000; Е.В. Ольшанская, 2001; А.К Осницкий, 1994; Г. Парренс, 1997; А.М. Прихожан, 1987; Л.М. Семенюк, 1998; С.Л. Соловьева, 1997; И.А. Фурманов, 1996; Л.М. Чепелева, 2001; Ю.В. Щербинина, 2000 и др.), так как именно данный возрастной этап причисляется учеными психологами к разряду наиболее проблемных. Юношеский возраст, в отличие от подросткового, отечественные и зарубежные психологи (Б.Г. Ананьев, 1980; Л.С. Выготский, 1983; И.С. Кон, 1979, 1989; А.Н. Леонтьев, 1983; С.Л. Рубинштейн, 1976; Е.Ф. Рыбалко, 2001; Д.Б. Эльконин, 1989; Э.Эриксон, 1996 и др.) по общим характеристикам относят к разряду периодов с устойчивым эмоциональным и интеллектуальным развитием. Однако, психологические исследования последних лет (Р. Вельдер, 1993; А.А. Реан, 1996, 2000; Ф. Райе, 2000; М.С. Калистратова, 2000; Г. Шихи, 1999), убеждают в том, что проблема агрессивного поведения личности в юности не менее актуальна.
В связи с этим в данной работе перед нами стоит цель
изучить особенности жестокости и агрессивности подростков и юношей.
Объектом
данной работы являются жестокость и агрессивность современных подростков и юношей, как социально-психологический феномен.
Предметом
исследования является степень выраженности жестокости и агрессивности у современных подростков и юношей.
В качестве гипотезы
исследования выступило предположение о том, что существуют различия в уровне агрессивности и жестокости подростков и юношей.
Для достижения цели исследования можно выделить следующие задачи:
1. Определение на основе анализа социально-психологической литературы особенности категории «агрессивность»;
2. Выявление на основании теоретического анализа индивидуально- психологических характеристик подросткового и юношеского возраста.
3. Выявление специфики жестокости и агрессивности подростков и юношей.
4. Составление программы эмпирического исследования особенностей жестокости и агрессивности современных подростков и юношей.
5. Проведение эмпирического исследования особенностей жестокости и агрессивности у современных подростков и юношей.
7. Анализ и обобщение полученных результатов в ходе исследования особенностей жестокости и агрессивности у современных подростков и юношей.
Теоретико-методологическую основу
исследования составляют концептуальные разработки отечественных психологов, посвященные проблеме психического развития (П.П.Блонского, Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, Л.И.Божович, И.ВДубровиной, Д.И.Фельдштейна др.), классические и современные представления о природе и механизмах агрессии (З.Фрейда, К.Лоренца, Л.Берковица, С.Розенцвейга, А.Бандуры, А.Басса, А.В. Петровского, Ф.Е. Василюка, Я.Л.Коломинского, Ю.В. Егошкина, Л.М. Семенюк и др.).
Для проведения исследования использовался комплекс методов
Изучение детского фольклора как способа разрешения конфликтов у детей. Изучение причин возникновения конфликтов при
несформированности игровой деятельности
Протокол наблюдений за игровой деятельностью детей № 1
Дата 23.09.06
Время 12.03. – 12.12.
Цель: выявить причины возникновения конфликтов и способы их разрешения.
Ход наблюдения.
Наблюдение велось за игрой детей в группе «Фантазёры». Несколько девочек (Лиза Т., Даша Н., Катя В., Геля К.) решили играть в прятки и спорят, кто будет в ...
Характеристика невербального мышления дошкольников. Невербальное
мышление дошкольников с нормальным развитием речи
В целях систематизации данные исследования сначала заносились в протокол обследования, образец которого представлен в Приложении 1. На основании протоколов составлялись сводные таблицы результатов обследования, специально разработанные нами в ходе исследования.
Первая методика, которая была нами предложена, для обследования детей – «Вы ...
Анализ результатов исследования
Количественные данные, полученные при проведении методики «Цвета» представлены в таблице 1.
Таблица 1. Восприятие дошкольниками основных и дополнительных цветов (в % от общего числа испытуемых)
Категория детей
Выбор основного цвета при назывании его взрослым
Называние основного цвета
Выбор дополнительного цвета при называн ...