Психологическое консультирование детей «группы
риска»Страница 1
К «группе риска» относится категория детей, которые обладают слабой сопротивляемостью к факторам социального риска в силу возрастных и психологических особенностей.
Они объективно (добровольно или нет) находятся в зоне реального или потенциального риска, проявляют различные формы социальной дезадаптации, выражающейся главным образом в педагогической запущенности и трудновоспитуемости вследствие нарушения их социализации.
Детей, относящихся к «группам риска», можно условно объединить в следующие группы (табл.1):
Таблица 1.
Классификация и характеристика детей «групп риска»
Группа |
Характеристика |
Причины (в семье) |
Дети из неблагополучных семей |
− Дети из социально-дезадаптированных, дисфункциональных семей. − Основной критерий: неблагоприятный социально-психологический климат в семье, негативное отношение к детям. |
− Негативный опыт родителей в детстве. − Деструктивные особенности личности родителей. − Низкий уровень образования, многодетность как следствие низкой моральной культуры, бедность чувств, узость социальных связей, хаотичность ролей и др. |
Дети с проблемами в развитии |
− Проблемы в физическом и умственном развитии, и как следствие проблемы в обучении. − Дети-инвалиды, дети с задержкой психического и интеллектуального развития, дети с хроническими заболеваниями, подростки с акцентуациями характера. |
− Особенности развития ребёнка, формирование характера (невропатии, энцефалопатии, нарушение общения). − Соматические и психические заболевания, инвалидизация. − Школьная дезадаптация. − Дефекты и дефициты в развитии. |
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей |
− Дети имеющие статус сироты – воспитанники детских домов и школ-интернатов − Дети у которых статус сироты не определён (воспитанники приютов, центров реабилитации, «дети улицы» - скрытые сироты). |
− Родительское забвение − Различные виды депривации и сепарация − Социальная дезадаптация − Серьёзные нарушения процесса социализации − Негативный семейный опыт или отсутствие опыта жизни в семье. |
Дети из семей находящихся в трудной жизненной ситуации |
Дети из: − бедных семей; − неполных семей; − многодетных семей; − опекунских и приёмных семей; − семей беженцев и эмигрантов. |
− Экономические проблемы − Демографические факторы − Проблемы воспитания − Проблемы адаптации к новой социальной и культурной среде. |
Для детей дошкольного возраста характерны следующие ситуации повышенного риска:
− враждебное жестокое отношение в семье к ребёнку;
− эмоциональное отвержение ребёнка;
− недостаток надзора и ухода за ребёнком;
− родители фактически находятся в состоянии развода;
− чрезмерные требование к ребёнку, гиперопека;
− появление нового члена семьи (мачеха, отчим, брат, сестра);
Диагностика темперамента Айзенка
Описание методики: Из 57 вопросов 24 направлены на выявление степени интровертности или экстравертности человека. Еще 24 вопроса выявляют эмоциональную неустойчивость или, напротив, стабильность, уравновешенность. Так же, в тест входят 9 вопросов, позволяющих оценить, насколько искренне испытуемый отвечал на него. Отвечать на вопросы мо ...
Опросник
1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.
2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.
3. А. Об ...
Парадигмальный
Психология, кот. занимался Вундт приняла 2 облика: структурализм и функционализм.
Структурализм: главная задача психологии – экспериментальное иссл-е стр-ры созн-я. Усилия школы б. направлены на поиск исходных инструментов психики и способов их структурирования. Последователь Вундта – Титченер
. Созн-е имеет свой собственный строй и ма ...