RSS Feed

Психологическое консультирование детей «группы риска»
Страница 2

Психология » Психологическое консультирование детей » Психологическое консультирование детей «группы риска»

− противоречивое воспитание или смена его типа;

− чуждое окружение за рамками семьи (язык, культура).

Для детей школьного возраста помимо перечисленных ситуаций психотравмирующими могут стать:

− невозможность соответствовать ожиданиям семьи (быть отличником, рекордсменом);

− переживание чрезмерной ответственности за других членов семьи (младших братьев, сестёр);

− неприятие ребёнка педагогом, сверстниками;

− неспособность справиться с учебной нагрузкой;

− отрыв от семьи, смена школьного коллектива, перемена места жительства;

− травма, серьёзное соматическое заболевание;

− ситуации связанные с насилием над ребёнком;

Основные направления социально-педагогической деятельности:

− раннее выявление факторов риска и причин неблагополучия конкретного ребёнка;

− разработка и реализация индивидуальных программ, предусматривающих комплекс мер по предупреждению дезадаптивных процессов или минимизации их негативного действия;

− разносторонняя помощь команды специалистов по выводу ребёнка из социально-опасного положения.

Основные признаки социализации и социально-психологической адаптации, их отличительные особенности приведены в табл.2.

Таблица 2.

Признаки социализации и социально-психологической адаптации

Признак

Социализация

Социально-психологическая адаптация

Цель индивида

Усвоение и воспроизводство социально-культурных норм, ценностей

Изменение отношения и поведения в результате изменившихся условий

Мотивация

Усвоить новый социальный опыт

Восстановить утраченное равновесие, достичь новую цель

Средства

достижения

Через институты социализации (семья, школа, СМИ и т.д.)

Посредством выработки личностью механизмов приспособления

Временные

условия

Постоянный процесс, протекающий в соответствии с возрастными изменениями личности

Дискретный процесс, возникающий в результате происшедших изменений – средовых и личностных

Результат

Освоенный личностью социальный и культурный опыт, его применение в различных ситуациях

Приспособление индивида к изменившимся условиям, успешное функционирование личности в новых условиях

Комплексное сопровождение детей «группы риска» должно включать в себя ряд взаимосвязанных и дополняющих друг друга видов деятельности:

− правовая защита и правовой всеобуч;

− педагогическая поддержка;

− социальная помощь;

− психологическое сопровождение индивидуального развития;

− обучение детей навыкам социальной компетентности (умениям общаться, справляться со стрессом, разрешать конфликты, работать в команде, преодолевать препятствия и др.).

Психологическая работа с детьми может осуществляться в форме:

− профилактической индивидуальной беседы;

− интервью;

− психологического консультирования;

− индивидуальной психотерапии;

− групповой психокоррекции.

Психологическое консультирование – это нестандартный процесс. Его протяженность, форма, глубина будут определяться, прежде всего, необходимостью и достаточностью для разрешения затруднений консультируемого. В силу наибольшей распространенности остановимся на психологическом консультировании детей и подростков, входящих в «группы риска» (табл. 3).

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Основные типы акцентуаций характера
Существует две классификации типов — первая предложена к.leonhard(1968), а вторая личко а. Е., 1977. Сопоставление этих классификаций, Сделанное в. В. Юстицкиим (1977), приводится ниже тип акцентуированной Тип акцентуации характера по А. Е. Личко Лабильный циклоид личности по к- leonhard Лабильный Сверхподвижный Эмотивный Демонс ...

Способности и деятельность
Понятие способности не существует само по себе, оно всегда связано с деятельностью. Совокупность психических качеств, которая выступает как способность, в конечном итоге определяется требованиями конкретной деятельности. Для различных видов деятельности развиваются различные способности. Структура способностей к какому-либо виду деятел ...

Для молодых жен
Многие огорчения и даже страдания в семейной жизни связаны с тем что муж не соответствует выращенному в душе идеалу. В согласии с установившимися представлениями, большинство женщин ценят в мужчине надежность, умение принять решение в трудной ситуации, самостоятельность. Эти прекрасные качества можно усилить в любом мужчине. Однако в т ...