Психологическое консультирование детей «группы
риска»Страница 2
− противоречивое воспитание или смена его типа;
− чуждое окружение за рамками семьи (язык, культура).
Для детей школьного возраста помимо перечисленных ситуаций психотравмирующими могут стать:
− невозможность соответствовать ожиданиям семьи (быть отличником, рекордсменом);
− переживание чрезмерной ответственности за других членов семьи (младших братьев, сестёр);
− неприятие ребёнка педагогом, сверстниками;
− неспособность справиться с учебной нагрузкой;
− отрыв от семьи, смена школьного коллектива, перемена места жительства;
− травма, серьёзное соматическое заболевание;
− ситуации связанные с насилием над ребёнком;
Основные направления социально-педагогической деятельности:
− раннее выявление факторов риска и причин неблагополучия конкретного ребёнка;
− разработка и реализация индивидуальных программ, предусматривающих комплекс мер по предупреждению дезадаптивных процессов или минимизации их негативного действия;
− разносторонняя помощь команды специалистов по выводу ребёнка из социально-опасного положения.
Основные признаки социализации и социально-психологической адаптации, их отличительные особенности приведены в табл.2.
Таблица 2.
Признаки социализации и социально-психологической адаптации
Признак |
Социализация |
Социально-психологическая адаптация |
Цель индивида |
Усвоение и воспроизводство социально-культурных норм, ценностей |
Изменение отношения и поведения в результате изменившихся условий |
Мотивация |
Усвоить новый социальный опыт |
Восстановить утраченное равновесие, достичь новую цель |
Средства достижения |
Через институты социализации (семья, школа, СМИ и т.д.) |
Посредством выработки личностью механизмов приспособления |
Временные условия |
Постоянный процесс, протекающий в соответствии с возрастными изменениями личности |
Дискретный процесс, возникающий в результате происшедших изменений – средовых и личностных |
Результат |
Освоенный личностью социальный и культурный опыт, его применение в различных ситуациях |
Приспособление индивида к изменившимся условиям, успешное функционирование личности в новых условиях |
Комплексное сопровождение детей «группы риска» должно включать в себя ряд взаимосвязанных и дополняющих друг друга видов деятельности:
− правовая защита и правовой всеобуч;
− педагогическая поддержка;
− социальная помощь;
− психологическое сопровождение индивидуального развития;
− обучение детей навыкам социальной компетентности (умениям общаться, справляться со стрессом, разрешать конфликты, работать в команде, преодолевать препятствия и др.).
Психологическая работа с детьми может осуществляться в форме:
− профилактической индивидуальной беседы;
− интервью;
− психологического консультирования;
− индивидуальной психотерапии;
− групповой психокоррекции.
Психологическое консультирование – это нестандартный процесс. Его протяженность, форма, глубина будут определяться, прежде всего, необходимостью и достаточностью для разрешения затруднений консультируемого. В силу наибольшей распространенности остановимся на психологическом консультировании детей и подростков, входящих в «группы риска» (табл. 3).
Направления работы клинического психолога с зависимыми от наркотиков и ПАВ
Основная проблема психологической работы с наркоманами заключается в ответе на вопрос: что можно сделать, чтобы они прекратили принимать наркотики? Психолог должен знать, что среди наркоманов есть три категории лиц:
- те, кто могут, но не хотят покончить с употреблением наркотиков;
- те, кто хотят, но сами не могут отказаться от одурм ...
Групповые феномены
Группы оказывают влияние на людей, находящихся в них. Разные формы влияния групп на людей описывается понятием «групповые феномены, или эффекты» (4; 6).
Рассмотрим некоторые групповые эффекты
Эффект социальной фасилитации – это усиление доминантных реакций в присутствии других. Данный эффект открыл Норман Триплет в 1897 году. Причины ...
Выявление суицидального человека
Ниже приведены признаки в поведении или в истории жизни человека, на которые следует обращать внимание:
1. Замкнутость, неспособность строить отношения с семьей и с друзьями.
2. Психическое заболевание.
3. Алкоголизм.
4. Тревога или паника.
5. Личностные изменения, проявляющиеся в повышенной раздражительности, пессимизме, подавленн ...