Психологическое консультирование детей «группы
риска»Страница 2
− противоречивое воспитание или смена его типа;
− чуждое окружение за рамками семьи (язык, культура).
Для детей школьного возраста помимо перечисленных ситуаций психотравмирующими могут стать:
− невозможность соответствовать ожиданиям семьи (быть отличником, рекордсменом);
− переживание чрезмерной ответственности за других членов семьи (младших братьев, сестёр);
− неприятие ребёнка педагогом, сверстниками;
− неспособность справиться с учебной нагрузкой;
− отрыв от семьи, смена школьного коллектива, перемена места жительства;
− травма, серьёзное соматическое заболевание;
− ситуации связанные с насилием над ребёнком;
Основные направления социально-педагогической деятельности:
− раннее выявление факторов риска и причин неблагополучия конкретного ребёнка;
− разработка и реализация индивидуальных программ, предусматривающих комплекс мер по предупреждению дезадаптивных процессов или минимизации их негативного действия;
− разносторонняя помощь команды специалистов по выводу ребёнка из социально-опасного положения.
Основные признаки социализации и социально-психологической адаптации, их отличительные особенности приведены в табл.2.
Таблица 2.
Признаки социализации и социально-психологической адаптации
Признак |
Социализация |
Социально-психологическая адаптация |
Цель индивида |
Усвоение и воспроизводство социально-культурных норм, ценностей |
Изменение отношения и поведения в результате изменившихся условий |
Мотивация |
Усвоить новый социальный опыт |
Восстановить утраченное равновесие, достичь новую цель |
Средства достижения |
Через институты социализации (семья, школа, СМИ и т.д.) |
Посредством выработки личностью механизмов приспособления |
Временные условия |
Постоянный процесс, протекающий в соответствии с возрастными изменениями личности |
Дискретный процесс, возникающий в результате происшедших изменений – средовых и личностных |
Результат |
Освоенный личностью социальный и культурный опыт, его применение в различных ситуациях |
Приспособление индивида к изменившимся условиям, успешное функционирование личности в новых условиях |
Комплексное сопровождение детей «группы риска» должно включать в себя ряд взаимосвязанных и дополняющих друг друга видов деятельности:
− правовая защита и правовой всеобуч;
− педагогическая поддержка;
− социальная помощь;
− психологическое сопровождение индивидуального развития;
− обучение детей навыкам социальной компетентности (умениям общаться, справляться со стрессом, разрешать конфликты, работать в команде, преодолевать препятствия и др.).
Психологическая работа с детьми может осуществляться в форме:
− профилактической индивидуальной беседы;
− интервью;
− психологического консультирования;
− индивидуальной психотерапии;
− групповой психокоррекции.
Психологическое консультирование – это нестандартный процесс. Его протяженность, форма, глубина будут определяться, прежде всего, необходимостью и достаточностью для разрешения затруднений консультируемого. В силу наибольшей распространенности остановимся на психологическом консультировании детей и подростков, входящих в «группы риска» (табл. 3).
Экспериментальное исследование влияния положительной и отрицательной
мотивации на продуктивность деятельности у базового персонала торгового
предприятия
Нами было проведено исследование, целью которого стало изучение влияния положительной и отрицательной мотивации на продуктивность деятельности у базового персонала торгового предприятия.
Объектом исследования стала психика базового персонала торгового предприятия.
Предмет исследования – мотивация базового персонала торгового предприят ...
Термины
ИНДИВИД — отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных, психологических и др.
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ — своеобразное сочетание индивидных (см. индивид) свойств человека, отличающее его от других людей.
ЛИЧНОСТЬ — понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств ч ...
Механизмы взаимопонимания в процессе общения
Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком — партнером по общению — также как личность. На основе внешней стороны поведения мы как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную рол ...