RSS Feed

Психологическое консультирование детей «группы риска»
Страница 3

Психология » Психологическое консультирование детей » Психологическое консультирование детей «группы риска»

Таблица 3.

Особенности психологического консультирования детей «группы риска»

Назначение

Психологическое обеспечение оптимальной адаптации и самореализации за счет актуализации ресурсных возможностей для преодоления возникших затруднений.

Предмет

Внутренний психологический мир подростка: само отношение, эмоционально-волевое регулирование, цели, ценности, ситуация жизнедеятельности и развития и т. д.

Условия

использования

Желание консультироваться - получать помощь в решении вопросов (затруднений), обусловленных психологическими причинами. Готовность консультируемого принять ответственность за изменение себя ради изменения своей жизненной ситуации.

Характер

Совместная деятельность психолога-консультанта и подростка, направленная на достижение цели, сформулированной в ходе затруднительной для клиента ситуации.

Цель

Решение актуальных личностных, жизненных, социальных задач и трудностей подростка за счет преодоления психологических затруднений.

Профессиональные

(психологические)

задачи

Меры (шаги), планируемые для достижения поставленной цели (задачи) конкретного консультирования, обусловливаются поставленной целью, индивидуальными особенностями, в том числе уровнем и характером девиации и возможностями подростка

Результат

Изменения (разница) во внутреннем психологическом мире, произошедшие в ходе (в результате) психологического консультирования, способствующие адаптации и самореализации подростка. Результатом конкретной консультации могут быть повышение информационности, понимание причин затруднений, снятие накопившегося напряжения, выработка нового взгляда на себя и ситуацию, поиск и актуализация собственных ресурсов - сил и средств поведения в сложных ситуациях, повышение (изменение) самооценки, самоуважения, освоение новых способов поведения, способов самостоятельного решения сложных жизненных вопросов, разрушение негативных установок и норм поведения, формирование новых целей, ценностей, перспектив

Вместе с тем можно выделить ряд типичных этапов психологического консультирования. Рассматриваемые далее этапы консультирования можно также назвать блоками, так как в конкретной консультационной ситуации последовательность решения консультационных задач может меняться.

Успешное решение задач предыдущего этапа является условием для перехода к следующему этапу. Однако в ряде случаев решение задач последующих этапов требует возвращения к задачам предыдущего этапа. Иногда продвинувшись в исследовании или поиске решений, приходится вернуться к уточнению ролей консультанта и консультируемого или коррекции состояния.

Соблюдение правила субъективности, как мы уже отмечали, предполагает, что консультируемый активен, осуществляет деятельность по разрешению собственного затруднения с помощью психолога. В связи с этим мы сочли весьма важным рассмотреть задачи, решаемые на разных этапах как консультируемым, так и консультантом (табл. 4).

Таблица 4.

Задачи, решаемые в процессе консультирования

Основные

этапы (блоки)

Решаемые задачи

Консультируемый

Консультант

Подготовка

− Фиксация затруднения, попытки решения (самостоятельно или с помощью других).

− Решение обратиться к психологу.

− Настрой на работу (определение смысловой позиции, создание внутренней идентичности, позитивного настроя, отвлечение от других вопросов).

− Выбор времени, подготовка места.

Установление контакта

− Возникновение доверия.

− Уяснение возможностей консультанта и характера предстоящей работы.

− Достижение согласованной позиции.

− Распределение ролей (Я . Ты . Мы .).

− Поддержание доверительного диалога.

Исследование ситуации

− Описание, анализ качественного своеобразия внешних и внутренних факторов затруднительной ситуации, структурирование, обозначение предмета работы, выделение позитивных основ для разрешения возникшего затруднения.

− Содействие клиенту в описании и анализе ситуации (стимулирование свободных высказываний, исповеди, ответов на вопросы и др.)

− Выделение и анализ предмета работы.

− Профессиональный анализ факторов, обусловливающих возникшее затруднение на основе анализа высказываний, эмоционального тона, общей позиции, невербальных знаков, результатов диагностики.

− Выделение позитивного «плацдарма» - основ для разрешения консультируемым возникшего затруднения.

Основные

этапы (блоки)

Решаемые задачи

Консультируемый

Консультант

Постановка

цели

− Формулирование желаемого результата (Я хочу .), его уточнение и обоснование (Я действительно этого хочу, так как .).

− Содействие в формулировании желаемого результата через постановку вопросов, исследование возможных последствий.

− Оценка реалистичности, конкретности поставленной цели.

Поиск

решений

− Выработка (усвоение) новых позиций, отношений, способов, оценка их с точки зрения реалистичности и приемлемости.

− Помощь в организации поиска решения

− Активизация консультируемого, влияние на его позицию.

Подведение итогов

− Сравнение полученного результата с планируемым, выявление разницы в разрешении возникшего затруднения, планирование дальнейших шагов и действий.

− Позитивное программирование на реализацию намеченных шагов (Я верю, что смогу добиться желаемого результата .)

− Выводы о продвижении: выделение того, что удалось достичь консультируемому.

− Помощь в создании позитивного настроя на реализацию дальнейших шагов.

− Выход из контакта.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Характеристика необходимых личностных качеств, присущих некоторым профессиям и особенности данных профессий
Количество свойственных для человека личностных характеристик очень много, при выборе профессии не все имеют большое значение. Некоторые профессии по отношению к личным качествам человека не предъявляют особых требований, т.е. они являются как бы «универсальными» по отношению ко всем людям, их могут осваивать почти все. Но для освоения ...

Корреляционные и экспериментальные (квазиэкспериментальные) иссл-я
Различают методы орг-ции иссл-ния:1.Экспер-ное исс-ние, систематическое наблюдение, корреляционное исс-ние. Особенность в том, что иссл-ль пытается установить причинную или корреляционные связи между основными переменными, контролируя внешние переменные.2. Естественные экс-нт и наб-ние, беседа и др. Они применяются для выявления особенн ...

Понятие «оперативная деятельность». Классификация видов операторской деятельности
Операторская деятельность – вид трудовой деятельности, который заключается во взаимодействии человека с предметом труда, машиной и внешней средой, управление ими через информационные системы и средства управления. Наиболее характерная черта: оператор не имеет возможности непосредственного наблюдения за управляемыми объектами и пользов ...