Психологическое консультирование детей «группы
риска»Страница 3
Таблица 3.
Особенности психологического консультирования детей «группы риска»
Назначение |
Психологическое обеспечение оптимальной адаптации и самореализации за счет актуализации ресурсных возможностей для преодоления возникших затруднений. |
Предмет |
Внутренний психологический мир подростка: само отношение, эмоционально-волевое регулирование, цели, ценности, ситуация жизнедеятельности и развития и т. д. |
Условия использования |
Желание консультироваться - получать помощь в решении вопросов (затруднений), обусловленных психологическими причинами. Готовность консультируемого принять ответственность за изменение себя ради изменения своей жизненной ситуации. |
Характер |
Совместная деятельность психолога-консультанта и подростка, направленная на достижение цели, сформулированной в ходе затруднительной для клиента ситуации. |
Цель |
Решение актуальных личностных, жизненных, социальных задач и трудностей подростка за счет преодоления психологических затруднений. |
Профессиональные (психологические) задачи |
Меры (шаги), планируемые для достижения поставленной цели (задачи) конкретного консультирования, обусловливаются поставленной целью, индивидуальными особенностями, в том числе уровнем и характером девиации и возможностями подростка |
Результат |
Изменения (разница) во внутреннем психологическом мире, произошедшие в ходе (в результате) психологического консультирования, способствующие адаптации и самореализации подростка. Результатом конкретной консультации могут быть повышение информационности, понимание причин затруднений, снятие накопившегося напряжения, выработка нового взгляда на себя и ситуацию, поиск и актуализация собственных ресурсов - сил и средств поведения в сложных ситуациях, повышение (изменение) самооценки, самоуважения, освоение новых способов поведения, способов самостоятельного решения сложных жизненных вопросов, разрушение негативных установок и норм поведения, формирование новых целей, ценностей, перспектив |
Вместе с тем можно выделить ряд типичных этапов психологического консультирования. Рассматриваемые далее этапы консультирования можно также назвать блоками, так как в конкретной консультационной ситуации последовательность решения консультационных задач может меняться.
Успешное решение задач предыдущего этапа является условием для перехода к следующему этапу. Однако в ряде случаев решение задач последующих этапов требует возвращения к задачам предыдущего этапа. Иногда продвинувшись в исследовании или поиске решений, приходится вернуться к уточнению ролей консультанта и консультируемого или коррекции состояния.
Соблюдение правила субъективности, как мы уже отмечали, предполагает, что консультируемый активен, осуществляет деятельность по разрешению собственного затруднения с помощью психолога. В связи с этим мы сочли весьма важным рассмотреть задачи, решаемые на разных этапах как консультируемым, так и консультантом (табл. 4).
Таблица 4.
Задачи, решаемые в процессе консультирования
Основные этапы (блоки) |
Решаемые задачи | |
Консультируемый |
Консультант | |
Подготовка |
− Фиксация затруднения, попытки решения (самостоятельно или с помощью других). − Решение обратиться к психологу. |
− Настрой на работу (определение смысловой позиции, создание внутренней идентичности, позитивного настроя, отвлечение от других вопросов). − Выбор времени, подготовка места. |
Установление контакта |
− Возникновение доверия. − Уяснение возможностей консультанта и характера предстоящей работы. |
− Достижение согласованной позиции. − Распределение ролей (Я . Ты . Мы .). − Поддержание доверительного диалога. |
Исследование ситуации |
− Описание, анализ качественного своеобразия внешних и внутренних факторов затруднительной ситуации, структурирование, обозначение предмета работы, выделение позитивных основ для разрешения возникшего затруднения. |
− Содействие клиенту в описании и анализе ситуации (стимулирование свободных высказываний, исповеди, ответов на вопросы и др.) − Выделение и анализ предмета работы. − Профессиональный анализ факторов, обусловливающих возникшее затруднение на основе анализа высказываний, эмоционального тона, общей позиции, невербальных знаков, результатов диагностики. − Выделение позитивного «плацдарма» - основ для разрешения консультируемым возникшего затруднения. |
Основные этапы (блоки) |
Решаемые задачи | |
Консультируемый |
Консультант | |
Постановка цели |
− Формулирование желаемого результата (Я хочу .), его уточнение и обоснование (Я действительно этого хочу, так как .). |
− Содействие в формулировании желаемого результата через постановку вопросов, исследование возможных последствий. − Оценка реалистичности, конкретности поставленной цели. |
Поиск решений |
− Выработка (усвоение) новых позиций, отношений, способов, оценка их с точки зрения реалистичности и приемлемости. |
− Помощь в организации поиска решения − Активизация консультируемого, влияние на его позицию. |
Подведение итогов |
− Сравнение полученного результата с планируемым, выявление разницы в разрешении возникшего затруднения, планирование дальнейших шагов и действий. − Позитивное программирование на реализацию намеченных шагов (Я верю, что смогу добиться желаемого результата .) |
− Выводы о продвижении: выделение того, что удалось достичь консультируемому. − Помощь в создании позитивного настроя на реализацию дальнейших шагов. − Выход из контакта. |
Оказание помощи суицидальному человеку
Зачастую, когда человек говорит, что он "устал от жизни" или "не видит в жизни никакого смысла", его слова либо не принимают всерьез, либо ему приводят примеры других людей, которым удалось успешно справиться с еще большими трудностями. Ни один из этих ответов не окажет на самом деле помощи суицидальному человеку.
П ...
Эпигенетическая теория развития личности Эрика Эриксона
Теория Эрика Эриксона возникла из практики психоанализа. Как признавал сам Э. Эриксон, в послевоенной Америке, где он жил после эмиграции из Европы, требовали объяснения и коррекции такие явления, как тревожность у маленьких детей, апатия у индейцев, смятение у ветеранов войны, жестокость у нацистов. Во всех этих явлениях психоаналитиче ...
Кризис взрослости
Можно обозначить некоторые возрастные периоды, на которые чаще всего приходятся личностные сдвиги: около 20 лет, около 30 лет (28–34), 40–45, 55–60 лет и, наконец, в позднем возрасте. Хронологические сроки нормативных возрастных кризисов имеют весьма приблизительный характер. Момент возникновения, продолжительность, острота прохождения ...