Описание и анализ результатов изучения динамических характеристик личностиСтраница 4
Как видно из таблицы 4 в группе с низкими показателями по силе торможения выявлено:
- экстраверсия: высокая – 80 % (4 чел.), средняя – 20 % (1 чел.);
- нейротизм: высокий – 60 % (3 чел.), средний – 40 % (2 чел.);
- потребность в ощущениях: высокая – 80 % (4 чел.), средняя – 20 % (1 чел.);
- потребность в одобрении: средняя – 60 % (3 чел.), низкая – 40 % (2 чел.);
- эргичность: низкая – 60 % (3 чел.), средняя – 40 % (2 чел.);
- социальная эргичность: высокая – 40 % (2 чел.), средняя – 40 % (2 чел.), низкая – 20 % (1 чел.);
- пластичность: высокая – 40 % (2 чел.), средняя – 40 % (2 чел.), низкая – 20 % (1 чел.);
- социальная пластичность: средняя – 60 % (3 чел.), высокая – 40 % (2 чел.);
- темп: средний – 60 % (3 чел.), высокий – 40 % (2 чел.);
- социальный темп: высокий – 60 % (3 чел.), средний – 40 % (2 чел.);
- эмоциональная чувствительность: средняя – 40 % (2 чел.), низкая – 40 % (2 чел.), высокая – 20 % (1 чел.);
- социальная эмоциональная чувствительность: средняя – 60 % (3 чел.), высокая – 40 % (2 чел.);
- сила нервной системы: слабая – 60 % (3 чел.), средней силы – 40 % (2 чел.).
Ориентация на процесс преобладает у 60 % (3 чел.).
Таким образом, испытуемые с низкими значениями силы торможения характеризуются: экстравертированностью, эмоциональной неустойчивостью, высокой потребностью в ощущениях, пассивностью, нежеланием умственного физического напряжения, легкостью и плавностью речи, высоким темпом поведения.
По всем группам по каждому показателю были найдены средние значения. Сравнение средних значений попарно по группам отражено на диаграммах.
А. Сравнение групп с высокими и низкими показателями по силе торможения (диаграмма 1, см. Приложение).
Из диаграммы 1 видно, что между вышеобозначенными группами существуют различия: 1) по силе возбуждения – сила возбуждения больше в группе с высокими значениями силы торможения.
2) по показателю общей активности различий не выявлено вообще, что может указывать на отсутствие связи между силой – слабостью тормозного процесса и активность.
В. Сравнение групп с высокими и низкими показателями по силе возбуждения (диаграмма 2, см. Приложение).
Из диаграммы 2 видно, что между группами существуют различия по параметрам:
1) сила торможения – большее значение по этому параметру в группе с высокими показателями по силе возбуждения;
2) большее значение экстраверсии отмечено в группе с высокими значенями по силе возбуждения;
3) для группы с низкой силой возбуждения характерен более высокий нейротизм;
4) предметная эргичность выше у лиц с высокой силой возбуждения;
5) для этой же группы отмечены более высокие значения по показателям темпа и общей активности.
Не выявлено различий в показателях ориентации на процесс и социальной пластичности.
Таким образом, можно предположить, что сила возбуждения связана с показателями темперамента. Индивиды, хорошо реализующие на кратковременную интенсивную стимуляцию, более активны, эмоционально устойчивы, обладают быстротой реакции.
В. Сравнение групп с низкими значениями по силе возбуждения и торможения (диаграмма 3, см. Приложение).
Из диаграммы 3 видно, что
1) более высокая экстраверсия отмечена в группе с низкими значениями силы торможения;
2) потребность в ощущениях выше у той же группы индивидов;
3) также в группе с низкой силой торможения более высокая общая активность.
Не выявлено различий между группами по показателям: ориентация на процесс, ориентация на результат, потребность в одобрении, социальная эргичность, социальная эмоциональная чувствительность.
Объективный метод
Не вызывает сомнения факт, что все психические процессы (ощущения, представления, мысли, желания, чувства и т.п.) непосредственно доступны наблюдению только того, кто конкретно их переживает, чувствует, т.е. субъективному наблюдению. Если человек находится в позиции стороннего наблюдателя, то о психических явлениях другого человека он с ...
Основные положения гештальтпсихологии
Гештальт психологи критиковали тезис о том, что сознание можно разложить на элементарные составляющие и установить связи между ними. Психологи данного направления стали разрабатывать проблему целостности: свойство целого определяется самим целым, а не совокупностью входящих в него элементов. По аналогии с электромагнитными полями в физи ...
Понятие кризиса
Из возрастных кризисов наиболее разработаны, как уже было сказано, детские и подростковые кризисы. Это понятно, так как в эти периоды развитие происходит очень быстро и напрямую связано с ростом и физиологическими изменениями. Оно во многом определяется внешними факторами, а промежуточные результаты доступны наблюдению.
Кризис, от греч ...