RSS Feed

Описание методик исследования
Страница 1

Диагностика невербального мышления включает исследование умения анализировать информацию в наглядном плане, умения оперировать с наглядным материалом в пространстве, способность к выделению смысла наглядного изображения.

Первые две методики, применимые нами в ходе исследования: «Вырежи фигуры» и «Воспроизведи рисунки», – были направлены на определение уровня развития наглядно-действенного мышления; следующие две методики, – «Что здесь лишнее» и «Времена года» – направлены на обследование уровня развития логически-образного мышления.

Данный выбор был определен рядом факторов:

– методики являются тестами для дошкольников с 5 лет до 6 лет 6 месяцев, что отвечает цели настоящего исследования;

– они предназначены для определения уровня развития невербального мышления, что соответствует цели нашей работы;

– шкалы оценки у всех четырех методик идентичны, что облегчит сравнение выявленных результатов.

Методика «Вырежи фигуры» [13].

Тестируем: психические процессы;

Возраст: дошкольный;

Тип теста: невербальный.

Цель методики: определение уровня развития наглядно-действенного мышления.

Процедура обследования: данная методика предназначается для психодиагностики наглядно-действенного мышления детей в возрасте от 5 до 6 лет 6 месяцев. Ее задание состоит в том, чтобы быстро и точно вырезать из бумаги нарисованные на ней фигуры. На рисунке в шести квадратах, на которые он разделен, изображены различные фигуры. Этот рисунок во время тестирования предлагается ребенку не в целом, а по отдельным квадратам. Для этого необходимо предварительно разрезать его на шесть квадратов.

Ребенок по очереди получает все шесть квадратов с рисунками (порядок их предъявления помечен номерами на самих рисунках), ножницы и задание вырезать все эти фигуры как можно быстрее и точнее. (Первый из квадратов просто разрезается ножницами пополам по горизонтальной линии, прочерченной в нем.)

Оценка результатов теста производится с учетом времени и точности выполнения ребенком задания:

– 10 баллов – все фигуры вырезаны ребенком не более чем за 3 мин, а контуры вырезанных фигур не более чем на 1 мм отличаются от заданных образцов;

– 8–9 баллов – все фигуры вырезаны ребенком за время от 3 до 4 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на величину от 1 мм до 2 мм;

– 6–7 баллов – все фигуры вырезаны ребенком за время от 4 до 5 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 2–3 мм;

– 4–5 баллов – все фигуры вырезаны ребенком за время от 5 до 6 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 3–4 мм;

– 2–3 балла – все фигуры вырезаны ребенком за время от 6 до 7 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 4–5 мм;

– 0–1 балл – ребенок не справился с заданием за 7 мин, и вырезанные им фигуры отличаются от оригиналов более чем на 5 мм.

Следующая методика, выбранная нами для обследования детей,

методика «Воспроизведи рисунки

» [13].

Назначение: диагностика уровня развития наглядно-действенного мышления.

Тестируем: Психические процессы.

Возраст: Дошкольный.

Тип теста: Невербальный.

Стимульный материал: набор картинок.

Страницы: 1 2 3


Этические и культурные требования к выступлению в аудитории
Публичное выступление - это устное монологическое высказывание с целью оказания воздействия на аудиторию. В сфере делового общения наиболее часто используются такие жанры, как доклад, информационная, приветственная и торговая речь. ...

Готовность к деятельности и адаптации. Факторы адаптации
Готовность к деятельности – активное действенное состояние личности; это установка на определённое поведение. Мобилизация сил для выполнения задачи. Для готовности к деятельности нужны знания, умения, навыки, настроенность и решительность совершить эти действия. Готовность к определённому виду деятельности предполагает опред. мотивы и ...

Какие чувства вызывает конфликт?
Структурируйте поле понятия «конфликт», разделив все слова на две части: слева будут располагаться синонимы слова «конфликт» (по степени близости для вас к «конфликту»), начиная от самого близкого к самому отдаленному; справа — антонимы (противоположные по смыслу слова). Взгляните на предлагаемый ниже список и распределите все слова на ...