RSS Feed

Особенности невербального мышления дошкольников с общим недоразвитием речи
Страница 4

Психология » Невербальное мышление у дошкольников с общим недоразвитием речи » Особенности невербального мышления дошкольников с общим недоразвитием речи

Результаты тестирования показали, что только два человека из двадцати смогли не только определить лишние предметы на картинках, но и обстоятельно рассказать, по каким признакам они это определили. Но так как они показали при этом время – 1,5 мин., им было начислено не 10 баллов, а 8–9. Лена П. получила на один балл меньше, чем Алена С. в связи с тем, что не смогла логично объяснить, почему весы на второй картинке являются лишними, хотя все остальные картинки затруднений у нее не вызвали.

Таня В. единственная из группы получила 7 баллов, так как за 1,6 мин. смогла назвать все лишние предметы на картинках, но в двух случаях не смогла объяснить, почему.

Пять человек получили по шесть баллов, и пять – по пять баллов. При этом у некоторых детей из разных подгрупп одинаковое время, но разный результативный балл. В данном случае учитывалось качество объяснения детей по картинкам.

Пять детей получили по четыре балл, назвав все «лишние» предметы на картинках, но их объяснения были путанными, не логичными, в результате чего их объяснение заняло 2,4–2,5 минуты.

Зоя С. и Федя В. заработали по три балла, так как выполнение задания заняло у них 2,6 минуты.

Определим уровень развития наглядно-образного мышления у детей с учетом шкалы оценки результатов (табл. 14).

Таблица 14. Уровень развития наглядно-образного мышления детей экспериментальной группы согласно результатам обследования по методике «Что здесь лишнее?»

Уровень развития наглядно-образного мышления

Количество детей

Очень высокий

0

Высокий

2

Средний

16

Низкий

2

Очень низкий

0

Основная доля детей экспериментальной группы – 16 – имеет средний уровень наглядно-образного мышления. Двое детей имею высокий, и двое – низкий уровень наглядно-образного мышления.

С очень высоким уровнем, впрочем, как и с очень низким уровнем наглядно-образного мышления в экспериментальной группе детей не выявлено.

Данные результаты подтверждены исследованиями Н.В. Серебряковой, утверждающей, что у детей с общим недоразвитием речи уровень развития наглядно-образного мышления несколько ниже уровня развития данного вида мышления у детей без речевых патологий [5].

Проанализируем результаты методики «Времена года», которые также оцениваются в баллах при помощи процедуры содержательного анализа. Результаты обследования представлены в таблице 15. Время выполнения задания 2 минуты.

Таблица 15. Результаты обследования наглядно-образного мышления детей экспериментальной группы по методике «Времена года»

Фамилия, имя ребенка

Количество правильно названных картинок

Количество признаков, подтверждающих названное время года

Оценка, баллы

Алена С.

4

5

8

Алия М.

4

6

8

Алла Ж.

4

4

7

Борис М.

4

4

7

Вера Г.

4

4

7

Гена Л.

3

3

5

Дима Р.

4

5

8

Егор Д.

4

7

9

Женя В.

3

4

6

Зоя С.

4

6

8

Коля М.

3

4

6

Лена П.

4

5

8

Миша Р.

4

6

8

Нина О.

4

6

8

Павел Р.

4

7

9

Саша А.

4

7

9

Таня В.

4

6

8

Тимур В.

4

5

8

Федя В.

2

3

4

Яша П.

4

5

8

Страницы: 1 2 3 4 5


Стимульный материал
1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют меня нервничать, переживать, напрягаться. 2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры. 3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место). 4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, ...

Психологическое консультирование детей «группы риска»
К «группе риска» относится категория детей, которые обладают слабой сопротивляемостью к факторам социального риска в силу возрастных и психологических особенностей. Они объективно (добровольно или нет) находятся в зоне реального или потенциального риска, проявляют различные формы социальной дезадаптации, выражающейся главным образом в ...

Восприятие конфликта
1.Что такое конфликт, с вашей точки зрения? (Определите как можете.) 2.Как и у кого вы учились действовать в конфликтах?У родителей. У друзей. На собственном опыте. У литературных героев. В средствах массовой информации. Ваш вариант ответа. 3.Каким образом справляются с конфликтами в вашей семье? 4.Как родители справляются со св ...