Особенности невербального мышления дошкольников с общим недоразвитием речиСтраница 4
Результаты тестирования показали, что только два человека из двадцати смогли не только определить лишние предметы на картинках, но и обстоятельно рассказать, по каким признакам они это определили. Но так как они показали при этом время – 1,5 мин., им было начислено не 10 баллов, а 8–9. Лена П. получила на один балл меньше, чем Алена С. в связи с тем, что не смогла логично объяснить, почему весы на второй картинке являются лишними, хотя все остальные картинки затруднений у нее не вызвали.
Таня В. единственная из группы получила 7 баллов, так как за 1,6 мин. смогла назвать все лишние предметы на картинках, но в двух случаях не смогла объяснить, почему.
Пять человек получили по шесть баллов, и пять – по пять баллов. При этом у некоторых детей из разных подгрупп одинаковое время, но разный результативный балл. В данном случае учитывалось качество объяснения детей по картинкам.
Пять детей получили по четыре балл, назвав все «лишние» предметы на картинках, но их объяснения были путанными, не логичными, в результате чего их объяснение заняло 2,4–2,5 минуты.
Зоя С. и Федя В. заработали по три балла, так как выполнение задания заняло у них 2,6 минуты.
Определим уровень развития наглядно-образного мышления у детей с учетом шкалы оценки результатов (табл. 14).
Таблица 14. Уровень развития наглядно-образного мышления детей экспериментальной группы согласно результатам обследования по методике «Что здесь лишнее?»
Уровень развития наглядно-образного мышления |
Количество детей |
Очень высокий |
0 |
Высокий |
2 |
Средний |
16 |
Низкий |
2 |
Очень низкий |
0 |
Основная доля детей экспериментальной группы – 16 – имеет средний уровень наглядно-образного мышления. Двое детей имею высокий, и двое – низкий уровень наглядно-образного мышления.
С очень высоким уровнем, впрочем, как и с очень низким уровнем наглядно-образного мышления в экспериментальной группе детей не выявлено.
Данные результаты подтверждены исследованиями Н.В. Серебряковой, утверждающей, что у детей с общим недоразвитием речи уровень развития наглядно-образного мышления несколько ниже уровня развития данного вида мышления у детей без речевых патологий [5].
Проанализируем результаты методики «Времена года», которые также оцениваются в баллах при помощи процедуры содержательного анализа. Результаты обследования представлены в таблице 15. Время выполнения задания 2 минуты.
Таблица 15. Результаты обследования наглядно-образного мышления детей экспериментальной группы по методике «Времена года»
Фамилия, имя ребенка |
Количество правильно названных картинок |
Количество признаков, подтверждающих названное время года |
Оценка, баллы |
Алена С. |
4 |
5 |
8 |
Алия М. |
4 |
6 |
8 |
Алла Ж. |
4 |
4 |
7 |
Борис М. |
4 |
4 |
7 |
Вера Г. |
4 |
4 |
7 |
Гена Л. |
3 |
3 |
5 |
Дима Р. |
4 |
5 |
8 |
Егор Д. |
4 |
7 |
9 |
Женя В. |
3 |
4 |
6 |
Зоя С. |
4 |
6 |
8 |
Коля М. |
3 |
4 |
6 |
Лена П. |
4 |
5 |
8 |
Миша Р. |
4 |
6 |
8 |
Нина О. |
4 |
6 |
8 |
Павел Р. |
4 |
7 |
9 |
Саша А. |
4 |
7 |
9 |
Таня В. |
4 |
6 |
8 |
Тимур В. |
4 |
5 |
8 |
Федя В. |
2 |
3 |
4 |
Яша П. |
4 |
5 |
8 |
Понятие девиантности
Любое общество не может нормально функционировать без разработанных систем правил и норм поведения, предписывающих выполнение каждым человеком требований и обязанностей, необходимых для общества. В масштабе всего общества формирование и совершенствование таких систем происходит непрерывно. При использовании данной системы средством нака ...
Познавательная деятельность
Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деяте ...
Направление к специалисту
В каких случаях следует направлять пациента к психиатру? Если у пациента имеет место:
психическое заболевание;
история предшествующей суицидальной попытки;
семейная история самоубийства, алкоголизма или психической болезни;
тяжелая физическая болезнь;
отсутствие социальной поддержки.
Каким образом следует направлять?
Медицинский ...