Анализ результатов исследованияСтраница 6
Негативный личный опыт контактов у большинства подростков (90%) и юношей (85%) средний. У 15% юношей и 10% подростков негативный опыт личных контактов бедный, общение часто было для низ приятным и не вызвало стрессов.
Общий показатель деструктивных установок говорит о средней их выраженности у подростков и юношей.
Рис.3. Показатели выраженности деструктивных установок в межличностных отношениях у подростков и юношей.
Анализ показателя жестокости как одной из составляющих деструктивных установок говорит о более высокой жестокости как явной так и маскированной у подростков, среди них у 10% они высокий, среди юношей нет молодых людей с высокой жестокостью.
Таким образом, качественный анализ показал наличие более выраженной агрессивности и жестокости у подростков, по сравнению с юношами.
Для проверки достоверности выявленных различий в агрессивности и деструктивных установок в межличностных отношениях у подростков и юношей мы использовали критерий Манна-Уитни.
Для расчета использовали программу Автоматического расчета критерия U Манна-Уитни [1]. Результаты приведены в таблице 5.
Как мы видим из таблицы 5, достоверные различия между подростками и юношами существуют по уровню физической агрессии (р≤0,05), косвенной агрессии(р≤0,01), обиде(р≤0,01), подозрительности (р≤0,05), вербальной агрессии (р≤0,05), чувству вины (р≤0,01) в целом по агрессивности(р≤0,05), завуалированной (р≤0,01)и открытой жестокости (р≤0,01) и в целом по выраженности деструктивных установок (р≤0,01).
Таблица 5
Показатели статистического сравнения выраженности агрессивности и деструктивных установок
Сравниваемые показатели |
Uэмп |
Уровень значимости |
Сравниваемые показатели |
Uэмп |
Уровень значимости |
Физическая агрессия |
116 |
значимо |
Индекс враждебности |
194 |
незначимо |
Косвенная агрессия |
75,5 |
значимо |
Индекс агрессивности |
121 |
значимо |
Склонность к раздражению |
163 |
незначимо |
Завуалированная жестокость в отношении к людям, в суждениях о них |
83 |
значимо |
Негативизм |
186 |
незначимо |
Открытая жестокость в отношении к людям, |
105 |
значимо |
Обида |
69 |
значимо |
Обоснованный негативизм в суждениях о людях |
150 |
незначимо |
Подозрительность |
119 |
значимо |
Брюзжание |
143 |
не значимо |
Вербальная агрессия |
127 |
значимо |
Негативные личный опыт общения с окружающими |
153 |
не значимо |
Угрызения совести, чувство вины |
98 |
значимо |
Общий уровень деструктивных установок |
73,5 |
значимо |
Структура состояний
Так как психические состояния являются системными явлениями, то прежде, чем их классифицировать, необходимо выделить основные компоненты данной системы.
Системообразующим фактором для состояний можно считать актуальную потребность, которая инициирует то или иное психологическое состояние. Если условия внешней среды способствуют быстром ...
Умения, навыки и привычки
Автоматизированные, сознательно, полусознательно и бессознательно контролируемые компоненты деятельности называются соответственно умениями, навыками и привычками.
Умения – это элементы деятельности, позволяющие что-либо делать с высоким качеством, например, точно и правильно выполнять какое-либо действие, операцию, серию действий ил ...
Психологические особенности развития детей и подростков с девиантным
поведением
Появление девиантов в подростковом возрасте в определенной мере связано с эмоциональной неустойчивостью, резкими колебаниями настроения, быстрыми переходами от экзальтации к субдепрессивным состояниям, бурными аффективными реакциями, неадекватным поведением определенной части подростков. Что пик эмоциональной неустойчивости у мальчиков ...