Анализ результатов исследованияСтраница 6
Негативный личный опыт контактов у большинства подростков (90%) и юношей (85%) средний. У 15% юношей и 10% подростков негативный опыт личных контактов бедный, общение часто было для низ приятным и не вызвало стрессов.
Общий показатель деструктивных установок говорит о средней их выраженности у подростков и юношей.
Рис.3. Показатели выраженности деструктивных установок в межличностных отношениях у подростков и юношей.
Анализ показателя жестокости как одной из составляющих деструктивных установок говорит о более высокой жестокости как явной так и маскированной у подростков, среди них у 10% они высокий, среди юношей нет молодых людей с высокой жестокостью.
Таким образом, качественный анализ показал наличие более выраженной агрессивности и жестокости у подростков, по сравнению с юношами.
Для проверки достоверности выявленных различий в агрессивности и деструктивных установок в межличностных отношениях у подростков и юношей мы использовали критерий Манна-Уитни.
Для расчета использовали программу Автоматического расчета критерия U Манна-Уитни [1]. Результаты приведены в таблице 5.
Как мы видим из таблицы 5, достоверные различия между подростками и юношами существуют по уровню физической агрессии (р≤0,05), косвенной агрессии(р≤0,01), обиде(р≤0,01), подозрительности (р≤0,05), вербальной агрессии (р≤0,05), чувству вины (р≤0,01) в целом по агрессивности(р≤0,05), завуалированной (р≤0,01)и открытой жестокости (р≤0,01) и в целом по выраженности деструктивных установок (р≤0,01).
Таблица 5
Показатели статистического сравнения выраженности агрессивности и деструктивных установок
Сравниваемые показатели |
Uэмп |
Уровень значимости |
Сравниваемые показатели |
Uэмп |
Уровень значимости |
Физическая агрессия |
116 |
значимо |
Индекс враждебности |
194 |
незначимо |
Косвенная агрессия |
75,5 |
значимо |
Индекс агрессивности |
121 |
значимо |
Склонность к раздражению |
163 |
незначимо |
Завуалированная жестокость в отношении к людям, в суждениях о них |
83 |
значимо |
Негативизм |
186 |
незначимо |
Открытая жестокость в отношении к людям, |
105 |
значимо |
Обида |
69 |
значимо |
Обоснованный негативизм в суждениях о людях |
150 |
незначимо |
Подозрительность |
119 |
значимо |
Брюзжание |
143 |
не значимо |
Вербальная агрессия |
127 |
значимо |
Негативные личный опыт общения с окружающими |
153 |
не значимо |
Угрызения совести, чувство вины |
98 |
значимо |
Общий уровень деструктивных установок |
73,5 |
значимо |
История становления современной психологии
С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. В философских учениях древности уже затрагивались некоторые психологические аспекты, которые решались либо в плане идеализма, либо в плане материализма. Так, материалистические философы древности Демокрит, ...
Проблемы типов
Наиболее известным вкладом Юнга в психологию считаются описанные им две основные направленности, или жизненные установки: экстраверсия и интроверсия. Согласно теории Юнга, обе ориентации сосуществуют в человеке одновременно, но одна из них обычно становится доминантной. В экстравертной установке проявляется направленность интереса к вне ...
Принципы проведения профконсультации
1. Активизация профессионального и личностного самоопределения.
2. Презумпция пригодности: человек считается пригодным для овладения любой профессией до тех пор, пока не будет "доказана его непригодность".
3. Ориентация на личность оптанта, его индивидуальные пожелания.
4. Научно обоснованный подбор диагностических методик. ...