RSS Feed

Социальная работа с детьми девиантного поведения ( на примере г.Ульяновска). Комплексный подход к работе с детьми отклоняющего поведения
Страница 3

Психология » Дети девиантного поведения как объект социальной работы (на примере г. Ульяновска) » Социальная работа с детьми девиантного поведения ( на примере г.Ульяновска). Комплексный подход к работе с детьми отклоняющего поведения

- диагностирование детей, направленное на установление источников и причин, форм и степени их дезадаптации;

- оказание экстренной психолого-педагогической и медико-юридической помощи в кризисной ситуации;

- разработку индивидуальных программ коррекции, реабилитации, адаптации и социализации и др.

Рассматривая социальное и психологическое развитие подростка как непрерывный процесс самопроектирования личности, мы выделяем в нем три основные стадии психологической перестройки личности: самоопределение, самовыражение и самореализацию. На стадии самореализации соотнесение знаний о себе происходит в рамках "Я" и творческое "Я". На этой стадии формируется жизненная философия человека, тем самым подросток не только достигает самоосознания себя и своих возможностей, но и гармонично развивает свою личность, творчески самореализуясь в различных видах деятельности (трудовой, учебной, игровой, досуговой и др.). Здесь же происходит включение подростка в различные типы адаптивного поведения, но не как слепое подчинение внешним требованиям, а как осознанный выбор оптимального поведенческого решения. Для этого используется разработанная нами психологическая технология конструктивного изменения поведения. Эта технология предполагает преобразование мотивационной, интеллектуальной, аффективной и, в конечном счете, - поведенческой структур личности, в результате чего внешняя детерминация жизнедеятельности меняется на внутреннюю. Данная технология предполагает выделение 4-х стадий изменения поведения девиантного подростка: подготовка, осознание, переоценка, действие (поступок). Здесь объединяются основные процессы изменения поведения: мотивационные (1-ая стадия), когнитивные (2-ая стадия), аффективные (3-я стадия), поведенческие (4-ая стадия).

К достижениям деятельности УНИК "Институт подростка" можно отнести следующее:

- проведение межрегиональных и областных научно-практических конференций: "Девиантное поведение современных подростков: проблемы и пути их решения". - Ульяновск, 2003; "Сохранение психологического здоровья школьников в условиях образовательного учреждения". - Ульяновск, 2003; "Девиантное поведение современных подростков: исследовательский опыт, трудности, поиск альтернатив". – Ульяновск, 2004; "Социальные и психолого-педагогические проблемы девиантного и делинквентного поведения несовершеннолетних". – Ульяновск, 2005);

- осуществление в рамках гранта Ульяновского областного Департамента образования ПИЭР "Профилактика девиантного поведения школьников средствами психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса" (2002-2004) и издание учебно-методического пособия с таким же названием (8,75 п.л., 2004);

- работа постоянно действующего областного семинара-лаборатории по актуальным проблемам ювенальной психологии, девиантного поведения и конфликтов в подростково-молодежной среде для специалистов, родителей и подростков. И многое другое.

УНИК "Институт подростка" обеспечивает осуществление инновационной целевой комплексной программы "Подросток Поволжья", состоящей из ряда подпрограмм.

Важным в деятельности УНИКа "Институт подростка" является доступность и своевременная квалифицированная социально-психолого-медико-педагогическая помощь несовершеннолетним и их семьям; разработка индивидуальных и семейно-групповых коррекционных, реабилитационных, адаптивных, воспитательных технологий, методик и программ.

Основополагающим является Федеральный закон РФ от 24 июня 1999г. №120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений"

В соответствии со ст.2 указанного закона основными задачами по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются: предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий .

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Метод отраженной субъектности
Метод отраженной субъектности - новейшая разработка, представляющая собой анализ личности индивида через его идеальную представленность в жизнедеятельности других людей (в их мотивациях, самоконтроле, поступках и т.п.). Суть метода в следующем. Экспериментатор оценивает или измеряет психологические особенности какого-нибудь индивида, на ...

Взаимосвязь тревожности и неуверенности
Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Оценка человека своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля ...

Методические рекомендации по развитию внимания у детей дошкольного
На протяжении дошкольного возраста внимание ребенка становится не только устойчивее, шире по объему, но и эффективнее. Особенно это проявляется в формировании у ребенка произвольного действия. Произвольное внимание тесно связано с речью. В дошкольном возрасте произвольное внимание формируется в связи с общим возрастанием роли в регуляц ...