Обзор литературных источников по проблеме исследования. Проблема внимания в
исследованиях зарубежных и отечественных ученыхСтраница 5
Основная функция произвольного внимания – активное регулирование протекания психических процессов. В настоящее время произвольное внимание понимается как деятельность, направленная на контроль поведения, поддержание устойчивой избирательной активности. Произвольное внимание имеет свои характеристики:
– целенаправленность – определяется задачами, которые человек ставит перед собой в той или иной деятельности;
– организованный характер деятельности – человек готовится быть внимательным к тому или иному предмету, сознательно направляет свое внимание на него, организует необходимые для данной деятельности психические процессы;
– устойчивость – внимание продолжается более или менее длительное время и зависит от задач или плана работы.
Произвольное внимание всегда связано со словами, в которых выражается намерение. Существуют причины, обуславливающие произвольное внимание:
– интересы человека, побуждающие его к занятию данным видом деятельности;
– осознание долга и обязанности, требующие как можно лучше выполнять данный вид деятельности.
Послепроизвольное внимание
– это активное, целенаправленное сосредоточение сознания, не требующее волевых усилий вследствие высокого интереса к деятельности. По мнению К.К. Платонова (32. С.10), послепроизвольное внимание является высшей формой произвольного внимания. Термин «послепроизвольное внимание» был введен в употребление Н.Ф. Добрыниным (1938). По своим психологическим характеристикам оно имеет черты, сближающие его с непроизвольным вниманием, но уних есть и отличие. Послепроизвольное внимание возникает на основе интереса, но это не заинтересованность, стимулированная особенностями предмета, а проявление направленности личности.
Все три вида внимания в практической деятельности человека тесно переплетены взаимными переходами и опираются один на другой. Различия всех видов внимания состоят в том, что они выполняют разные функции, их реализуют разные нейрофизиологические механизмы, формирующиеся по-разному в онтогенезе.
По тому, находится ли объект внимания во внешнем мире или им являются ощущения, мысли, переживания личности, психологи (Богословский В.В., Степанов А.А., Виноградов А.Д. (34)) выделяют внешнее
и внутреннее
внимание. Внешнее
или перцептивное внимание включено в перцептивную деятельность человека и регулирование предметной деятельности. Внутреннее
внимание связано с осознанием личностью своей деятельности, своего внутреннего мира, с самосознанием. Внешнее и внутреннее внимание тормозят друг друга.
Внимание человека зависит от взаимодействия его с другими людьми и в зависимости от форм учебной деятельности психологи выделяют коллективное, групповое
и индивидуальное внимание.
Коллективное внимание – это сосредоточение всех людей на одном предмете (например рассказ учителя). Групповое внимание – это сосредоточение внимания группы в условиях работы в коллективе (например проведение взаимопроверок, лабораторных работ). Индивидуальное внимание – это сосредоточение внимания на своем задании (например самостоятельное чтение, выполнение контрольных работ).
Р.С. Немов (31. С. 207-208) выделяет такие виды внимания: природное и социально обусловленное внимание, непосредственное и опосредованное внимание, непроизвольное и произвольное, чувственное и интеллектуальное внимание.
Природное внимание
Сравнение и математическая обработка результатов эксперимента в контрольной
и коррекционной группах
Полученные данные статистической обработки результатов контрольного эксперимента в контрольной и коррекционной группах представлены в таблице 5.
Таблица 5. Результаты статистической обработки данных контрольного эксперимента
Средний ранг контрольной группы
Средний ранг коррекционной группы
U критерий Манна-Уитни
Уровень зн ...
Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения). Специфика обмена информацией в коммуникативном процессе
Сам процесс коммуникации понимается как процесс обмена информации, то есть во время совместной деятельности люди обмениваются между собой разными идеями, интересами, настроениями, чувствами.
При всяком рассмотрении человеческой коммуникации с точки зрения теории информации фиксируется лишь формальная сторона дела: как информация переда ...
Выводы
Гипотеза исследования подтвердилась: обнаружено влияние личностных особенностей родителей на стиль отношения к ребенку.
Выделены две группы родителей с конструктивным и деструктивным стилем отношения к ребенку.
Установлены статистически значимые различия между родителями с конструктивным и деструктивным стилем отношения к ребенку.
Дл ...