RSS Feed

Обзор литературных источников по проблеме исследования. Проблема внимания в исследованиях зарубежных и отечественных ученых
Страница 5

Психология » Развитие внимания у старших дошкольников с нарушениями речи в процессе коррекционно-логопедической работы » Обзор литературных источников по проблеме исследования. Проблема внимания в исследованиях зарубежных и отечественных ученых

Основная функция произвольного внимания – активное регулирование протекания психических процессов. В настоящее время произвольное внимание понимается как деятельность, направленная на контроль поведения, поддержание устойчивой избирательной активности. Произвольное внимание имеет свои характеристики:

– целенаправленность – определяется задачами, которые человек ставит перед собой в той или иной деятельности;

– организованный характер деятельности – человек готовится быть внимательным к тому или иному предмету, сознательно направляет свое внимание на него, организует необходимые для данной деятельности психические процессы;

– устойчивость – внимание продолжается более или менее длительное время и зависит от задач или плана работы.

Произвольное внимание всегда связано со словами, в которых выражается намерение. Существуют причины, обуславливающие произвольное внимание:

– интересы человека, побуждающие его к занятию данным видом деятельности;

– осознание долга и обязанности, требующие как можно лучше выполнять данный вид деятельности.

Послепроизвольное внимание

– это активное, целенаправленное сосредоточение сознания, не требующее волевых усилий вследствие высокого интереса к деятельности. По мнению К.К. Платонова (32. С.10), послепроизвольное внимание является высшей формой произвольного внимания. Термин «послепроизвольное внимание» был введен в употребление Н.Ф. Добрыниным (1938). По своим психологическим характеристикам оно имеет черты, сближающие его с непроизвольным вниманием, но уних есть и отличие. Послепроизвольное внимание возникает на основе интереса, но это не заинтересованность, стимулированная особенностями предмета, а проявление направленности личности.

Все три вида внимания в практической деятельности человека тесно переплетены взаимными переходами и опираются один на другой. Различия всех видов внимания состоят в том, что они выполняют разные функции, их реализуют разные нейрофизиологические механизмы, формирующиеся по-разному в онтогенезе.

По тому, находится ли объект внимания во внешнем мире или им являются ощущения, мысли, переживания личности, психологи (Богословский В.В., Степанов А.А., Виноградов А.Д. (34)) выделяют внешнее

и внутреннее

внимание. Внешнее

или перцептивное внимание включено в перцептивную деятельность человека и регулирование предметной деятельности. Внутреннее

внимание связано с осознанием личностью своей деятельности, своего внутреннего мира, с самосознанием. Внешнее и внутреннее внимание тормозят друг друга.

Внимание человека зависит от взаимодействия его с другими людьми и в зависимости от форм учебной деятельности психологи выделяют коллективное, групповое

и индивидуальное внимание.

Коллективное внимание – это сосредоточение всех людей на одном предмете (например рассказ учителя). Групповое внимание – это сосредоточение внимания группы в условиях работы в коллективе (например проведение взаимопроверок, лабораторных работ). Индивидуальное внимание – это сосредоточение внимания на своем задании (например самостоятельное чтение, выполнение контрольных работ).

Р.С. Немов (31. С. 207-208) выделяет такие виды внимания: природное и социально обусловленное внимание, непосредственное и опосредованное внимание, непроизвольное и произвольное, чувственное и интеллектуальное внимание.

Природное внимание

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Психологические требования к сотруднику ГПС МЧС России.
Психологические различия между людьми могут быть настолько значительны, что некоторые сотрудники, несмотря на достаточное здоровье и активное стремление овладеть определенной деятельностью, фактически не могут достигнуть необходимого минимума профессионального мастерства. Опыт показывает, что сотрудники Государственной противопожарной с ...

Описание и анализ исследования динамических характеристик личности в зависимости от силы нервной системы
По всем характеристикам в каждой из вышеописанных групп были найдены средние значения. Эти средние значения отражены на диаграмме (диаграмма 5, см. Приложение). Из данных видно, что - группы различаются по силе возбудительного процесса, причем наибольшее значение отмечено в группе индивидов с сильной нервной системой, а наименьшее – в ...

Обсуждение результатов взаимосвязи социального капитала и мотивации сотрудников международной организации
Как мы видим из таблицы №1, уровень значимости выше 0,05, т.е. связи между средним показателем доверия по каждому респонденту и мотивацией не наблюдается. Но, если посмотреть на таблицу корреляции мотивов с отдельными аспектами доверия, то можно обнаружить несколько значимых корреляций, о которых нам бы хотелось рассказать далее. · вл ...