Обзор литературных источников по проблеме исследования. Проблема внимания в
исследованиях зарубежных и отечественных ученыхСтраница 4
В зависимости от внутренних условий выделяют три разновидности непроизвольного внимания. Вынужденноевнимание
– врожденное, естественное или инстинктивное, внешняя и внутренняя деятельность уменьшается до минимума или принимает автоматический характер. Невольное
внимание
– складывается также на инстинктивной основе, в процессе стихийного научения и адаптации человека к определенным условиям жизни. В отличии от стимула вынужденного внимания, объекты невольного внимания проникают в область сознания в моменты относительного бездействия, периоды отдыха. Привычное
внимание– внимание обусловленное установками, намерением выполнить ту или иную деятельность. Одни авторы считают его следствием или особым случаем произвольного внимания, другие – переходной формой к нему.
Вынужденное, невольное, привычное внимание как разновидности непроизвольного внимания объединяет то, что их побудительные причины лежат вне сознания человека.
Непроизвольное внимание характеризуется следующими особенностями:
– человек предварительно не готовится к восприятию объекта;
– интенсивность непроизвольного внимания обуславливается особенностями раздражителей;
– непродолжительно по времени ( длится до тех пор, пока действуют соответствующие раздражители, и, если его не закреплять, прекращается по окончании их действия).
Произвольноевнимание
– это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности. В психологии его называют активное и волевое. По мнению рядя ведущих отечественных психологов (Н.Ф. Добрынина, С.Л. Рубинштейна и др.), при произвольном внимании сосредоточение происходит не только на том, что эмоционально приятно, а в большей мере на том, что должно делать. Поэтому психологическое содержание произвольного внимания связано с постановкой цели деятельности и волевым усилием. Волевое усилие переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной цели. Оно помагает удерживать внимание на объекте, не отвлекаться, не ошибаться в действиях.
Произвольное внимание, как свойство личности, не может быть сформировано независимо от самой личности. Поэтому при организации внимания необходимо учитывать ряд условий, облегчающих произвольное сосредоточение:
– сосредоточение внимания на умственной деятельности облегчается, если в познание включено практическое действие;
– правильная обстановка рабочего места;
– психическое состояние человека;
– словесное напоминание самому себе.
В зависимости от характера условий и системы деятельности, в которую включено произвольное внимание, выделяют следующие его разновидности.
Собственно произвольное внимание
– необходимость в волевом внимании возникает в ситуации конфликта между выбранным объектом или направлением деятельности и объектами непроизвольного внимания. Характерно чувство напряжения. Определяется как неохотное, если источник конфликта лежит в мотивационной сфере. Выжидательноевнимание
проявляется в ситуациях решения задач на бдительность. Спонтанноевнимание
– обладает качествами как произвольного, так и непроизвольного внимания. С произвольным его роднит активность, целенаправленность, подчиненность намерению внимать выбранному объекту или виду деятельности. Общим с непроизвольным вниманием является отсутствие усилия.
Понятие сказкотерапии
Метод работы со сказкой имеет многовековую историю. Слово «сказка» впервые встречается в семнадцатом веке. Однако до того как появились исследования Б. Беттельхейма, Р. Гарднера, К. Юнга, В. Проппа в сказках видели «одну забаву», достойную низших слоев общества. В дальнейшем на основании исследований была построена современная концепция ...
Экспериментальное исследование особенностей вниманияу старших дошкольников
с нарушениями речи(констатирующий эксперимент). Объект
и ход проведения экспериментального исследования
Экспериментальное исследование особенностей внимания у старших дошкольников с нарушениями речи проводилось на базе общеобразовательного учреждения детский сад – начальная школа №275, компенсирующего вида. Ростова-на-Дону с сентября 2005г по март 2006г. В экспериментальную группу вошли 10 детей подготовительной группы, которые начали обу ...
Мышление и обучение
Обучение и развитие мышления идут параллельно и взаимно стимулируют друг друга. Так, переход ребенка с предметного мышления на наглядно-образное способствует расширению его кругозора. В то же время, этот переход становится возможным во многом благодаря обучению.
Развитие мышления и обучение начинаются задолго до поступления ребенка в ...