RSS Feed

Обзор литературных источников по проблеме исследования. Проблема внимания в исследованиях зарубежных и отечественных ученых
Страница 4

Психология » Развитие внимания у старших дошкольников с нарушениями речи в процессе коррекционно-логопедической работы » Обзор литературных источников по проблеме исследования. Проблема внимания в исследованиях зарубежных и отечественных ученых

В зависимости от внутренних условий выделяют три разновидности непроизвольного внимания. Вынужденноевнимание

– врожденное, естественное или инстинктивное, внешняя и внутренняя деятельность уменьшается до минимума или принимает автоматический характер. Невольное

внимание

– складывается также на инстинктивной основе, в процессе стихийного научения и адаптации человека к определенным условиям жизни. В отличии от стимула вынужденного внимания, объекты невольного внимания проникают в область сознания в моменты относительного бездействия, периоды отдыха. Привычное

внимание– внимание обусловленное установками, намерением выполнить ту или иную деятельность. Одни авторы считают его следствием или особым случаем произвольного внимания, другие – переходной формой к нему.

Вынужденное, невольное, привычное внимание как разновидности непроизвольного внимания объединяет то, что их побудительные причины лежат вне сознания человека.

Непроизвольное внимание характеризуется следующими особенностями:

– человек предварительно не готовится к восприятию объекта;

– интенсивность непроизвольного внимания обуславливается особенностями раздражителей;

– непродолжительно по времени ( длится до тех пор, пока действуют соответствующие раздражители, и, если его не закреплять, прекращается по окончании их действия).

Произвольноевнимание

– это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности. В психологии его называют активное и волевое. По мнению рядя ведущих отечественных психологов (Н.Ф. Добрынина, С.Л. Рубинштейна и др.), при произвольном внимании сосредоточение происходит не только на том, что эмоционально приятно, а в большей мере на том, что должно делать. Поэтому психологическое содержание произвольного внимания связано с постановкой цели деятельности и волевым усилием. Волевое усилие переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной цели. Оно помагает удерживать внимание на объекте, не отвлекаться, не ошибаться в действиях.

Произвольное внимание, как свойство личности, не может быть сформировано независимо от самой личности. Поэтому при организации внимания необходимо учитывать ряд условий, облегчающих произвольное сосредоточение:

– сосредоточение внимания на умственной деятельности облегчается, если в познание включено практическое действие;

– правильная обстановка рабочего места;

– психическое состояние человека;

– словесное напоминание самому себе.

В зависимости от характера условий и системы деятельности, в которую включено произвольное внимание, выделяют следующие его разновидности.

Собственно произвольное внимание

– необходимость в волевом внимании возникает в ситуации конфликта между выбранным объектом или направлением деятельности и объектами непроизвольного внимания. Характерно чувство напряжения. Определяется как неохотное, если источник конфликта лежит в мотивационной сфере. Выжидательноевнимание

проявляется в ситуациях решения задач на бдительность. Спонтанноевнимание

– обладает качествами как произвольного, так и непроизвольного внимания. С произвольным его роднит активность, целенаправленность, подчиненность намерению внимать выбранному объекту или виду деятельности. Общим с непроизвольным вниманием является отсутствие усилия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения). Специфика обмена информацией в коммуникативном процессе
Сам процесс коммуникации понимается как процесс обмена информации, то есть во время совместной деятельности люди обмениваются между собой разными идеями, интересами, настроениями, чувствами. При всяком рассмотрении человеческой коммуникации с точки зрения теории информации фиксируется лишь формальная сторона дела: как информация переда ...

Термины
ИНДИВИД — отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных, психологических и др. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ — своеобразное сочетание индивидных (см. индивид) свойств человека, отличающее его от других людей. ЛИЧНОСТЬ — понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств ч ...

Содержание программы развития внимания
Коррекционно-развивающая программа состоит из 20 занятий, продолжительность занятия от 20 до 30 минут. Занятия проводились воспитателем. Структура занятия: – психогимнастика, – игра на развитие слухового восприятия и внимания, – игра на развитие зрительного восприятия и внимания, – игры на развитие моторно-двигательного внимание и ...