RSS Feed

Обзор литературных источников по проблеме исследования. Проблема внимания в исследованиях зарубежных и отечественных ученых
Страница 7

Психология » Развитие внимания у старших дошкольников с нарушениями речи в процессе коррекционно-логопедической работы » Обзор литературных источников по проблеме исследования. Проблема внимания в исследованиях зарубежных и отечественных ученых

Устойчивость внимания не означает его статичности. Она тесно связана с динамическими характеристиками внимания (с колебаниями). Динамика внимания проявляется в сдвигах устойчивости в течение длительного периода работы, который делится на стадии сосредоточения:

– первоначальное вхождение в работу;

– достижение сосредоточения внимания, микроколебания, преодолеваемые путем волевых усилий;

– снижение сосредоточенности и работоспособности при усилении усталости.

Концентрация

– это степень сосредоточения. Концентрация внимания на одних объектах предполагает одновременное отвлечение от всего постороннего. Это необходимое условие осмысления и запечатления поступающей в мозг информации. Физиологической основой сосредоточенного внимания являются оптимальная интенсивность возбудительных процессов тех участков коры головного мозга, которые связаны с данным видом деятельности при одновременном развитии тормозных процессов в остальных частях коры.

Сосредоточенное внимание характеризуется выраженными признаками: в соответствующей позе, мимике, живом взгляде, быстрой реакции, в торможении всех лишних движений.

Концентрация внимания тесно связана с объемом и распределением внимания. Чем меньше объектов, чем меньше видов деятельности между которыми необходимо распределять внимание, тем больше возможность сильной концентрации.

Распределение

– это способность человека удерживать в центре внимания определенное число объектов одновременно, т.е. это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий сними или надлюдения за ними. Распределение внимания – это свойство внимания, скоторым связана возможность одновременного успешного выполнения двух и более различных видов деятельности. Рассматривая распределение внимания необходимо учитывать:

– трудность представляет совмещение двух и более видов умственной деятельности;

– легче совмещать умственную и двигательную деятельность для успешного выполнения одновременно двух видов деятельности один вид деятельности должен быть доведен до автоматизма.

Как отмечают психологи, способность распределять внимание формируется в деятельности путем упражнений и накопления соответствующих навыков и постепенно становится чертой личности. Распределение внимания зависит от психологического и физиологического состояния человека. При утомлении, в процессе выполнения сложных видов деятельности, требующих повышенной концентрации внимания, область его распределения сужается.

Переключаемость– это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой в связи с постановкой новой задачи. Она означает способность быстро ориентироваться в сложной ситуации и сопровождается некоторым нервным напряжением, которое выражается в волевом усилии. Переключение бывает полным и неполным, его успешность и легкость зависят:

– от отношения между предшествовавшей и последующей деятельностью;

– от завершенности предшествующей деятельности, либо ее незавершенности;

– от отношения субъекта к той или иной деятельности;

– от индивидуальных особенностей субъекта ( типа нервной системы, индивидуального опыта);

– от значимости цели деятельности для человека, ее ясности, четкости.

Психологи (34) отмечают что, физиологическая картина переключения это – торможение существовавшего оптимального очага возбудимости и формирование нового. Поэтому переключение внимания зависит от подвижности нервных процессов – от быстроты смены возбуждения и торможения. Инертность нервных процессов затрудняет переключение внимания. Но переключаемость внимания относится к числу тренируемых качеств.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8


Структура и функции общения
К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерак ...

Особенности деятельности
Активные формы познания начинают отчетливо проявляться у нормально развивающихся детей со второго полугодия первого года жизни. Именно с этого времени особенности детей с РДА, становятся наиболее заметны, при этом одни из них проявляют общую вялость и бездеятельность, а другие повышенную активность: их привлекают сенсорно воспринимаемые ...

Понятие, структура и виды общения
Общение — социальное взаимодействие между людьми посредством знаковых систем в целях трансляции (передачи) общественного опыта, культурного наследия и организации совместной деятельности. "Человек — это узел связи", — писал Экзюпери. Роскошь общения одухотворяет жизнедеятельность человека, обеспечивает его вхождение в социум. ...