Обзор литературных источников по проблеме исследования. Проблема внимания в
исследованиях зарубежных и отечественных ученыхСтраница 3
Физиологический механизм внимания, как отмечают психологи (34 с. 154), рассматривается как фильтр расположенный на разных уровнях нервной системы и отсеивающий мало значимые сигналы. Внимание связывается с ретикулярной формацией – анатомически и функционально обособленной нервной тканью, расположенной в стволе головного мозга и в подкорковых областях. Она тормозит одни импульсы и усиливает другие, пропуская их в кору головного мозга. Благодаря этому совершается отбор стимулов, достигающих зону ясного видения.
Механизм внимания связан с рефлекторной деятельностью мозга. И.П. Павлов выделил у животных безусловный ориентировочный рефлекс, который он назвал рефлексом «что такое?» В этом рефлексе, который является врожденным и у людей, ясно прослеживается зависимость внимания от внешних раздражителей, но он не объясняет всей сложности произвольного внимания человека, которое развилось в процессе трудовой деятельности.
Понять физиологическую картину динамики внимания помогает открытое И.П. Павловым явление, которое получило название «оптимального очага возбуждения». На мозг в каждый момент действует ряд раздражителей (слуховых, зрительных, кожных и др.). Под их влиянием в коре головного мозга возникает множество различных по силе очагов возбуждения. Как показали исследования, оптимальный очаг возбуждения обладает средней интенсивностью, но он является наиболее устойчивым и тормозит другие очаги. Оптимальный очаг возбуждения динамичен. Изменение раздражителя приводит к перемещению очага в другие участки мозга.
Изучая физиологическую деятельность мозга А.А. Ухтомский создал учение о доминанте. Доминанта или господствующий очаг возбуждения, отличается от подвижного оптимального очага возбуждения повышенной устойчивостью. Она не только тормозит вновь возникающие очаги возбуждения, но и способна усиливаться за их счет, переключать на себя процессы возбуждения, возникающие в других нервных центрах.
Ни оптимальный очаг возбуждения, ни доминанта не вскрывают до конца механизмы внимания человека. В динамике внимания большое значение имеет умение поставить цель. Постановка и постоянное уточнение целей деятельности вызывает, поддерживает и переключает внимание. Механизмом возникновения оптимального или доминирующего очага возбуждения в этих случаях будет взаимодействие первой и второй сигнальной систем, осуществляемое путем иррадиации возбуждения из речевой сигнальной системы в первую.
По активности человека в организации внимания психологи(34) выделяют три основных вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.
Непроизвольное внимание– это сосредоточение сознания на объекте в силу его особенности как раздражителя. Это внимание в психологической литературе называют пассивным или эмоциональным. Оно возникает без волевых усилий.
Существует ряд причин возникновения непроизвольного внимания:
– объективные особенности предметов и явлений (интенсивность, новизна, динамичность, контрастность);
– структурная организация (объединенные объекты воспринимаются легче, чем беспорядочно разбросанные);
– интенсивность объекта (более сильный звук, яркий плакат);
– новизна, необычность объекта;
– резкая смена объекта;
Отношение раздражителя к потребностям (то, что соответствует потребностям, привлекает внимание прежде всего).
Основная функция непроизвольного внимания заключается в быстрой и правильной ориентации человека в постоянно меняющихся условиях, выделении тех объектов, которые могут иметь в данный момент наибольший жизненный смысл.
Теоретическое изучение особенностей учебной мотивации у
студенческой молодежи. Научные подходы к изучению мотивов учебной деятельности
Мотивация является одной из фундаментальных проблем, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Ее значимость для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения. Ответ на вопрос, что побуждает человека к деятельности, каков мотив, «ради чего» он ...
Вундт: психология - наука о непосредственном опыте
Наибольший успех выпал на долю В. Вундта. Он пришел в психологию из физиологии (одно время был ассистентом Гельмголъца) и первым принялся собирать и объединять в новую дисциплину созданное различными исследователями. Дав ей древнее имя психологии, он, стремясь расстаться с ее спекулятивным прошлым, присоединил к этому имени эпитет - физ ...
Умеете ли вы слушать?
Отвечая на вопросы данного теста, оцените по девятибалльной шкале, в какой мере вы обладаете этим качеством:
9 баллов — это качество выражено в наивысшей степени;
1 балл — это качество присуще вам в наименьшей степени;
5 баллов — средний уровень проявления соответствующего качества.
При ответе на вопросы теста будьте предельно искре ...