RSS Feed

Обзор литературных источников по проблеме исследования. Проблема внимания в исследованиях зарубежных и отечественных ученых
Страница 3

Психология » Развитие внимания у старших дошкольников с нарушениями речи в процессе коррекционно-логопедической работы » Обзор литературных источников по проблеме исследования. Проблема внимания в исследованиях зарубежных и отечественных ученых

Физиологический механизм внимания, как отмечают психологи (34 с. 154), рассматривается как фильтр расположенный на разных уровнях нервной системы и отсеивающий мало значимые сигналы. Внимание связывается с ретикулярной формацией – анатомически и функционально обособленной нервной тканью, расположенной в стволе головного мозга и в подкорковых областях. Она тормозит одни импульсы и усиливает другие, пропуская их в кору головного мозга. Благодаря этому совершается отбор стимулов, достигающих зону ясного видения.

Механизм внимания связан с рефлекторной деятельностью мозга. И.П. Павлов выделил у животных безусловный ориентировочный рефлекс, который он назвал рефлексом «что такое?» В этом рефлексе, который является врожденным и у людей, ясно прослеживается зависимость внимания от внешних раздражителей, но он не объясняет всей сложности произвольного внимания человека, которое развилось в процессе трудовой деятельности.

Понять физиологическую картину динамики внимания помогает открытое И.П. Павловым явление, которое получило название «оптимального очага возбуждения». На мозг в каждый момент действует ряд раздражителей (слуховых, зрительных, кожных и др.). Под их влиянием в коре головного мозга возникает множество различных по силе очагов возбуждения. Как показали исследования, оптимальный очаг возбуждения обладает средней интенсивностью, но он является наиболее устойчивым и тормозит другие очаги. Оптимальный очаг возбуждения динамичен. Изменение раздражителя приводит к перемещению очага в другие участки мозга.

Изучая физиологическую деятельность мозга А.А. Ухтомский создал учение о доминанте. Доминанта или господствующий очаг возбуждения, отличается от подвижного оптимального очага возбуждения повышенной устойчивостью. Она не только тормозит вновь возникающие очаги возбуждения, но и способна усиливаться за их счет, переключать на себя процессы возбуждения, возникающие в других нервных центрах.

Ни оптимальный очаг возбуждения, ни доминанта не вскрывают до конца механизмы внимания человека. В динамике внимания большое значение имеет умение поставить цель. Постановка и постоянное уточнение целей деятельности вызывает, поддерживает и переключает внимание. Механизмом возникновения оптимального или доминирующего очага возбуждения в этих случаях будет взаимодействие первой и второй сигнальной систем, осуществляемое путем иррадиации возбуждения из речевой сигнальной системы в первую.

По активности человека в организации внимания психологи(34) выделяют три основных вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание– это сосредоточение сознания на объекте в силу его особенности как раздражителя. Это внимание в психологической литературе называют пассивным или эмоциональным. Оно возникает без волевых усилий.

Существует ряд причин возникновения непроизвольного внимания:

– объективные особенности предметов и явлений (интенсивность, новизна, динамичность, контрастность);

– структурная организация (объединенные объекты воспринимаются легче, чем беспорядочно разбросанные);

– интенсивность объекта (более сильный звук, яркий плакат);

– новизна, необычность объекта;

– резкая смена объекта;

Отношение раздражителя к потребностям (то, что соответствует потребностям, привлекает внимание прежде всего).

Основная функция непроизвольного внимания заключается в быстрой и правильной ориентации человека в постоянно меняющихся условиях, выделении тех объектов, которые могут иметь в данный момент наибольший жизненный смысл.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Стресс жизни. Основные причины
Стресс - обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытыва­ем его - может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда встаем, представляясь в классе, или как повышенную раздражительность или бессонницу во время экзаменационной сессии. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает п ...

Исследование особенностей сенсорного развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Цель, задачи, методика исследований
Как говорилось выше, сенсорное развитие детей с задержкой психического развития имеет свои особенности и проявляется в недостаточной сформированности сенсорных эталонов. Для подтверждения этих особенностей был проведён констатирующий эксперимент, задачами которого являются: – изучение особенностей усвоения эталонов цвета дошкольниками ...

Личностные особенности сотрудников правопорядка и психологические факторы, детерминирующие развитие их профессиональной деструкции
Правоохранительная деятельность зависит не только от знаний, умений и навыков работников, но и от личностных качеств. Поэтому в число профессиональных требований всегда включались и включаются соответствующие психологические свойства. В 1782 году Екатерина II подписала "Устав благочиния или полицейский", значительную часть кот ...