RSS Feed

Обзор литературных источников по проблеме исследования. Проблема внимания в исследованиях зарубежных и отечественных ученых
Страница 6

Психология » Развитие внимания у старших дошкольников с нарушениями речи в процессе коррекционно-логопедической работы » Обзор литературных источников по проблеме исследования. Проблема внимания в исследованиях зарубежных и отечественных ученых

дано человеку с самого рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на внешние или внутренние стимулы. Основной механизм этого внимания – ориентировочный рефлекс, который связан с активностью ретикулярной формации и нейронов – детекторов новизны.

Социально обусловленное внимание

складывается прижизненно в результате обучения и воспитания и связано с волевой регуляцией поведения.

Непосредственное внимание

не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует интересам и потребностям человека.

Опосредованное вниманиерегулируется с помощью специальных средств: жестов, слов, указательных знаков, предметов.

Чувственное вниманиесвязано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, объектом внимания является чувственное впечатление.

Интеллектуальное внимание

связано с сосредоточенностью и направленностью мысли, которая является объектом.

А.А. Люблинская (14. С.184-185) выделяет три вида внимания в зависимости от того, что является причиной его возникновения.

1. Непроизвольное (первичное) внимание

привлекается ярким, неожиданным, сильным раздражителем – естественное проявление безусловного ориентировочного рефлекса.

2. Непроизвольное (вторичное) внимание

не требует усилия, привлекается предметом, но не его яркостью или необычностью, а содержанием, отвечающим интересам человека.

3. Произвольное вниманиенаправляется волевым усилием, осознанием необходимости быть внимательным.

Частота перехода одного вида внимания в другой определяется особенностями высшей нервной деятельности. В своем развитии внимание проходит три стадии:

– первичное внимание, вызванное разнообразными раздражителями, которые производят сильное воздействие на нервную систему;

– вторичное внимание – сосредоточенность на одном объекте несмотря на наличие других;

– постпроизвольное внимание, когда объект удерживается во внимании без специальных усилий.

Внимание может быть сосредоточено на воспринимаемых объектах, движениях, представлениях, мыслях. В зависимости от этого выделяют различные формы проявления внимания – сенсорно – перцептивное (зрительное, слуховое, тактильное), моторное, интеллектуальное.

Внимание характеризуется различными качествами и свойствами, обладает сложной функциональной структурой, образованной взаимосвязями его основных свойств, которые делятся на первичные (объем, устойчивость, концентрация или сосредоточенность, распределение) и вторичные (переключаемость и колебания).

Объем

– это количество объектов воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью. Объем взрослого человека составляет от 4 до 7 объектов, у детей 2-3. Поскольку определение объема внимания связано с кратковременным запоминанием, то его нередко отождествляют с объемом кратковременной памяти. Психологи отмечают, что объем внимания зависит от количественного соотношения фигуры и фона, т.е. объектов, которые надо выделить вниманием, и объектов, от которых надо отвлечься. На расширение объема внимания значительное влияние оказывает речь, самостоятельность обучения и разнообразие деятельности. Объем определяет эффективность любого вида обучения, поскольку мыслительный акт предполагает одновременно объединение, совмещение и удержание нескольких объектов в поле внимания.

Устойчивость

– его временная характеристика – это длительность удержания внимания к одному и тому же предмету или деятельности. Устойчивость сохраняется и в практической деятельности с предметами, и в активной умственной работе. Показателем устойчивости является высокая продуктивность деятельности в течение относительно длительного времени, а сама устойчивость характеризуется длительностью и степенью концентрации внимания. Она определяется различными причинами, которые связаны с индивидуальными физиологическими особенностями личности (со свойствами нервной системы); общим состоянием организма в данный момент; другие характеризуют психические состояния (возбуждение, заторможенность); третьи соотносятся с мотивацией; четвертые – с внешними обстоятельствами осуществления деятельности. Характеристика общей устойчивости внимания определяется сочетанием всех причин, вместе взятых.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Агрессивность и взаимодействие со сверстниками
Игра со сверстниками дает детям возможность научиться агрессивным реакциям (например, пущенные в ход кулаки или оскорбление). Агрессивных детей сверстники не любят и часто навешивают на них ярлык «самых неприятных». Такие дети демонстрируют агрессивное поведение такое, как вербальное (угрозы, ругательства), физическое (удары, пинки), в ...

Эмпирическое исследование жестокости и агрессивности у подростков и юношей. Программа исследования
Исследование проводилось в феврале-марте 2010 года Цель изучить особенности жестокости и агрессивности подростков и юношей. Эмпирическим объектом являются подростки и юноши . Предметом исследования является степень выраженности жестокости и агрессивности у современных подростков и юношей. В качестве гипотезы исследования выступи ...

Историко-психологические проблемы самопознания
С амопознание (с/п) – нацеленность ч-ка на познание своих физических, душевных возможностей и качеств, своего места среди др. людей. С/п в античности – забота о душе. Герактлит "Познай самого себя" Это не значит уйти в мир собственных мыслей и переживаний, отвлечься от себя. Познать себя – это углубиться в закон (логос) – объ ...