RSS Feed

Обзор литературных источников по проблеме исследования. Проблема внимания в исследованиях зарубежных и отечественных ученых
Страница 6

Психология » Развитие внимания у старших дошкольников с нарушениями речи в процессе коррекционно-логопедической работы » Обзор литературных источников по проблеме исследования. Проблема внимания в исследованиях зарубежных и отечественных ученых

дано человеку с самого рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на внешние или внутренние стимулы. Основной механизм этого внимания – ориентировочный рефлекс, который связан с активностью ретикулярной формации и нейронов – детекторов новизны.

Социально обусловленное внимание

складывается прижизненно в результате обучения и воспитания и связано с волевой регуляцией поведения.

Непосредственное внимание

не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует интересам и потребностям человека.

Опосредованное вниманиерегулируется с помощью специальных средств: жестов, слов, указательных знаков, предметов.

Чувственное вниманиесвязано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, объектом внимания является чувственное впечатление.

Интеллектуальное внимание

связано с сосредоточенностью и направленностью мысли, которая является объектом.

А.А. Люблинская (14. С.184-185) выделяет три вида внимания в зависимости от того, что является причиной его возникновения.

1. Непроизвольное (первичное) внимание

привлекается ярким, неожиданным, сильным раздражителем – естественное проявление безусловного ориентировочного рефлекса.

2. Непроизвольное (вторичное) внимание

не требует усилия, привлекается предметом, но не его яркостью или необычностью, а содержанием, отвечающим интересам человека.

3. Произвольное вниманиенаправляется волевым усилием, осознанием необходимости быть внимательным.

Частота перехода одного вида внимания в другой определяется особенностями высшей нервной деятельности. В своем развитии внимание проходит три стадии:

– первичное внимание, вызванное разнообразными раздражителями, которые производят сильное воздействие на нервную систему;

– вторичное внимание – сосредоточенность на одном объекте несмотря на наличие других;

– постпроизвольное внимание, когда объект удерживается во внимании без специальных усилий.

Внимание может быть сосредоточено на воспринимаемых объектах, движениях, представлениях, мыслях. В зависимости от этого выделяют различные формы проявления внимания – сенсорно – перцептивное (зрительное, слуховое, тактильное), моторное, интеллектуальное.

Внимание характеризуется различными качествами и свойствами, обладает сложной функциональной структурой, образованной взаимосвязями его основных свойств, которые делятся на первичные (объем, устойчивость, концентрация или сосредоточенность, распределение) и вторичные (переключаемость и колебания).

Объем

– это количество объектов воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью. Объем взрослого человека составляет от 4 до 7 объектов, у детей 2-3. Поскольку определение объема внимания связано с кратковременным запоминанием, то его нередко отождествляют с объемом кратковременной памяти. Психологи отмечают, что объем внимания зависит от количественного соотношения фигуры и фона, т.е. объектов, которые надо выделить вниманием, и объектов, от которых надо отвлечься. На расширение объема внимания значительное влияние оказывает речь, самостоятельность обучения и разнообразие деятельности. Объем определяет эффективность любого вида обучения, поскольку мыслительный акт предполагает одновременно объединение, совмещение и удержание нескольких объектов в поле внимания.

Устойчивость

– его временная характеристика – это длительность удержания внимания к одному и тому же предмету или деятельности. Устойчивость сохраняется и в практической деятельности с предметами, и в активной умственной работе. Показателем устойчивости является высокая продуктивность деятельности в течение относительно длительного времени, а сама устойчивость характеризуется длительностью и степенью концентрации внимания. Она определяется различными причинами, которые связаны с индивидуальными физиологическими особенностями личности (со свойствами нервной системы); общим состоянием организма в данный момент; другие характеризуют психические состояния (возбуждение, заторможенность); третьи соотносятся с мотивацией; четвертые – с внешними обстоятельствами осуществления деятельности. Характеристика общей устойчивости внимания определяется сочетанием всех причин, вместе взятых.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Выводы про итогам проведенного исследования.
Эксперимент с десятью супружескими парами позволил, во-первых, лично апробировать известные методики (удовлетворенности браком, психогеометрического теста и теста несуществующего животного) в сфере межличностных супружеских отношений; во-вторых, с помощью примененных методик проанализировать основные причины возникновения конфликтных зо ...

Теории эмоций
Ч.Дарвин. На основе сравнительных исследований эмоциональных движений млекопитающих Дарвин создал биологическую концепцию эмоций, согласно которой выразительные эмоциональные движения рассматривались как рудимент целесообразных инстинктивных действий, сохраняющих в какой-то степени свой биологический смысл и вместе с тем выступающих в к ...

Метафора «борьба»
Поскольку российские народы вместе составляли сравнительно большую общность, окруженную сравнительно более мелкими народами, то еще древние россияне вполне могли себе позволить такую роскошь - как борьбу и войны с соседями. Борьба с вредителями и за урожай, трудовая битва и борьба за качество, которое, по-видимому, нужно было у кого-то ...