Результаты эмпирического исследования особенностей межличностных отношений
у подростков с задержкой психического развитияСтраница 1
Статусная структура группы-социально-психологический показатель, отражающий положение детей в системе межличностных отношений. Социально-психологический социометрический статус определяется числом выборов, полученных от сверстников, и свидетельствует о степени признания в группе.
Социометрическая матрица представляет собой таблицу, в которую заносятся первичные социометрические данные. В этой таблице по горизонтали и по вертикали расположен полный списочный состав группы. Обработка данных на этом этапе заключается в занесении в таблицу данных о том, кого выбирал, а кого отверг каждый конкретный член группы. Плюс – выбор, - отвержение.
После заполнения таблицы заполняются ещё две строчки, в которых производится подсчёт суммы выборов и суммы отвержений, полученных каждым членом группы от других. Таким образом, каждый участник становится обладателем двух баллов.
С точки зрения социометрии эти баллы могут быть рассмотрены как числовые выражения статуса индивида в группе, точнее в системе межличностных предпочтений. В данной таблице также можно подсчитать, есть ли, и в каком количестве, у каждого члена группы взаимные выборы и отвержения.
По полученным суммам можно судить о том, какие члены группы являются наиболее предпочитаемыми, много ли в группе людей со средним статусом, есть ли непопулярные члены группы.
В исследованных нами классах дети распределились следующим образом:
Социометрическая матрица в контрольной группе
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 | |
1 |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ | ||||||||||
2 |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ | |||||||||||||
3 |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- | ||||||||||
4 |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- | ||||||||
5 |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||||||||
6 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- | ||||||||||
7 |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- | ||||||||||
8 |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- | ||||||||||
9 |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ | ||||||||||
10 |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- | |||||||||
11 |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- | ||||||||||
12 |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ | ||||||||||
13 |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ | ||||||||||
14 |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||||||||
15 |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ | ||||||||||
16 |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- | ||||||||||
17 |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ | ||||||||||
18 |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- | ||||||||||
19 |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ | ||||||||||
20 |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- | ||||||||||
с+ |
6 |
7 |
8 |
6 |
3 |
5 |
9 |
6 |
3 |
6 |
6 |
2 |
7 |
6 |
2 |
4 |
5 |
3 |
2 |
3 |
с- |
1 |
3 |
4 |
5 |
8 |
5 |
5 |
5 |
7 |
4 |
2 |
5 |
6 |
4 |
2 |
2 |
3 |
1 |
3 |
3 |
в+ |
5 |
5 |
5 |
5 |
3 |
5 |
5 |
4 |
2 |
5 |
5 |
2 |
5 |
4 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
0 |
в- |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
0 |
0 |
1 |
3 |
0 |
0 |
3 |
0 |
1 |
4 |
3 |
3 |
3 |
4 |
5 |
п+ |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
2 |
1 |
0 |
0 |
1 |
2 |
0 |
0 |
п- |
0 |
1 |
2 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
2 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
р+ |
5 |
5 |
5 |
5 |
1 |
5 |
5 |
2 |
0 |
3 |
3 |
1 |
2 |
2 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
Проблемы ответственности в психологии. Подходы к
изучению ответственности
Положение о неудовлетворительном состоянии проблемы ответственности в современной психологии отмечают многие исследователи. Трудности усугубляются тем, что понятия ответственности в философии, психологии, педагогике совпадают лишь частично, создавая почву для научных споров.
В настоящий момент в отечественной и зарубежной психологии на ...
Оценка интеллекта
В 1905 году Альфред Бине по поручению министерства образования Франции разработал методики, с помощью которых можно измерять уровень умственного развития ребенка. Для каждого возраста подбирались свои задания, которые могли решить 80 - 90% детей из выборки в 300 детей данного возраста. Детям до 6 лет предлагалось по 4 задания, а старше ...
Влияние телевидения и СМИ на усвоение агрессивного поведения
Просмотрев сетку вещания, было обнаружено, что две из каждых трех программ содержат сюжеты насилия («действия физического принуждения, сопровождающиеся угрозой избиения или убийства»). К чему это ведет? К моменту окончания средней школы ребенок просматривает по телевидению около 8000 сцен с убийствами и 100000 других действий с применен ...