Результаты эмпирического исследования особенностей межличностных отношений
у подростков с задержкой психического развитияСтраница 5
По результатам опроса мы вывели следующие результаты (табл. 3)
Выводы;
Наибольший удельный вес в обеих группах занимают показатели, связанные с учебной деятельностью. Значимость этого критерия понятна: учеба является ведущим видом деятельности, а в условиях школы-интерната - центральным событием повседневной жизни подростка.
На втором месте и в той и в другой группе стоит взаимная симпатия. Совпадает так же и выбор по ситуативности действий в обеих группах на 4 месте.
По остальным показателям наблюдаются различия. Так, дети экспериментальной группы выше ставят привлекательный внешний вид, тогда как дети контрольной группы больше ценят в человеке нравственные качества. Это связано с тем, что у детей с нарушением интеллекта происходит отставание в формировании нравственных ценностей в сознании.
Таблица 3.
Распределение критериев выбора одноклассников по значимости.
экспериментальная группа |
% |
контрольная группа |
успешная учебная деятельность |
1 место |
успешная учебная деятельность |
взаимная симпатия |
2 место |
взаимная симпатия |
привлекательный внешний вид |
3 место |
нравственные качества |
ситуативная деятельность |
4 место |
ситуативная деятельность |
нравственные качества |
5 место |
привлекательный внешний вид |
Тест семантический
Эмоционально-психологический климат (ЭПК)-важная составляющая взаимоотношений в группе. Это эмоционально-психологический настрой коллектива, в котором опосредованно отражаются индивидуальные эмоциональные состояния членов группы.
По результатам исследований получили следующее:
Контрольная группа:
Хср1 = 56/20 = 2,8
Хср2 = 54/20 = 2,7
Хср3 = 42/20 = 2,1
Хср4 = 54/20 = 2,7
Хср5 = 62/20 = 3,1
Хср6 = 44/20 = 2,2
Экспериментальная группа:
Хср1 = 40/20 = 2,0
Хср2 = 48/20 = 2,4
Хср3 = 44/20 = 2,2
Хср4 = 28/20 = 1,4
Хср5 = 44/20 = 2,2
Хср6 = 56/20 = 2,8
Коллективный индекс ЭПК определялся как средний по группе, таким образом мы получили следующие результаты (табл.4).
Таблица 4.
Эмоциональный профиль класса.
экспериментальная |
контрольная | ||
группа |
группа | ||
всегда |
2.0 |
2.8 |
всегда |
весело |
скучно | ||
мы |
2.4 |
2.7 |
мы |
добрые |
злые | ||
никогда |
2.2 |
2.1 |
часто |
не ссоримся |
ссоримся | ||
мы |
1.4 |
2.7 |
мы часто |
вежливые |
ругаемся | ||
мы очень |
2.2 |
3.1 |
у нас мало |
дружные |
друзей | ||
в классе |
2.8 |
2.2 |
в классе |
спокойно |
тревожно |
Фрустрация
Фрустрация - психическое состояние, возникающее в случае, когда человек на пути к достижению цели сталкивается с препятствиями, которые реально непреодолимы или воспринимаются им как непреодолимые. В ситуациях фрустрации происходит резкое повышение активации подкорковых образований, возникает сильный эмоциональный дискомфорт. При высоко ...
Гендерные различия стилей общения. Роль электронной коммуникации в
построении взаимоотношений
Среди юношей и девушек наблюдаются различия в коммуникативных чертах и стилях общения. Гендерные различия в общении вызваны как врожденными психологическими характеристиками, соответствующими полу, так и влиянием социализации [9, с. 17-27].
Однако различия между полами в уровне общительности не столько количественны, сколько качественн ...
Испытуемые
В соответствии с целями и задачами эксперимента была сформирована выборка из 29 человек, студентов второго курса специальности «Психология». В выборку входили представители как женского, так и мужского пола. В ходе эксперимента выборка была поделена:
1) по критерию выраженности силы – слабости процессов возбуждения и торможения – на 4 ...