Сравнительный анализ невербального мышления детей без речевых патологий и
детей с общим недоразвитием речиСтраница 4
Количество выявленных в контрольной группе детей со средним уровнем развития наглядно-действенного мышления в первом задании на 9 человек меньше, чем в экспериментальной группе, в то время как во втором – на 13.
Количество выявленных в контрольной группе детей с низким уровнем развития наглядно-действенного мышления при тестировании с помощью методики «Вырежи фигуры» меньше на 1 человек, чем в экспериментальной группе, при тестировании с помощью методики «Воспроизведи рисунки» таких детей не выявлено.
Детей с очень низким уровнем развития не выявлено.
Изобразим результаты обследования графически (рис. 1).
Рис. 1 – Уровень развития наглядно-действенного мышления детей контрольной и экспериментальной групп по методикам «Вырежи фигуры» и «Воспроизведи рисунки»
На рисунке 1 видно, что преобладание очень высокого и высокого уровня развития наглядно-действенного мышления наблюдается у детей контрольной группы. В то время как у детей экспериментальной группы наблюдается значительное преобладание среднего уровня развития наглядно-действенного мышления и незначительное – низкого.
Таким образом, результаты тестирования, направленного на выявления уровня наглядно-действенного мышления, в экспериментальной группе несколько ниже показателей детей контрольной группы, то есть наблюдается влияние развития речи на развитие невербального мышления у детей. Такого же мнения придерживаются А.Ф. Леонова, Т.В. Власовец, Е.Н. Кутепова, А, И. Данилкович [13].
Рассмотрим результаты тестирования уровня развития наглядно-образного мышления детей обеих групп, как по методике «Что здесь лишнее?», так и по методике «Времена года».
Рассчитаем средний балл, набранный в обеих группах при тестировании по методике «Что здесь лишнее?» (см. табл. 5 и 13). Результаты расчетов представлены в таблице 20.
Таблица 20. Средний балл обследования наглядно-образного мышления детей по методике «Что здесь лишнее?»
Имя ребенка |
Оценка, баллы |
Имя ребенка |
Оценка, баллы |
Света А. |
10 |
Алена С. |
9 |
Юля А. |
9 |
Алия М. |
6 |
Валера Б. |
9 |
Алла Ж. |
5 |
Гриша Б. |
8 |
Борис М. |
4 |
Сергей В. |
8 |
Вера Г. |
4 |
Юра Г. |
10 |
Гена Л. |
6 |
Юра З. |
10 |
Дима Р. |
6 |
Миша М. |
8 |
Егор Д. |
5 |
Надя М. |
10 |
Женя В. |
5 |
Валя М. |
9 |
Зоя С. |
3 |
Юра Н. |
10 |
Коля М. |
6 |
Дима Н. |
7 |
Лена П. |
8 |
Вера О. |
10 |
Миша Р. |
6 |
Света П. |
9 |
Нина О. |
4 |
Миша П. |
9 |
Павел Р. |
4 |
Маша Р. |
8 |
Саша А. |
5 |
Гриша Р. |
9 |
Таня В. |
7 |
Юра Т. |
7 |
Тимур В. |
4 |
Маша Т. |
9 |
Федя В. |
3 |
Юля Ю. |
10 |
Яша П. |
5 |
Средний балл |
8,95 |
Средний балл |
5,25 |
Геронтогенез
В периодизации геронтогенеза выделяются три градации: пожилой возраст: для мужчин – 60-74 года, для женщин – 55-74 года, старческий возраст – 75-90 лет, долгожители – 90 лет и старше.
Наиболее подробно исследована специфика старения на различных уровнях его индивидуальной организации, где имеет место снижение интенсивности углеводного, ...
Организационная социализация и ее проблематика
Организационная социализация – это процесс, в рамках которого, индивид постигает ценности, раскрывает способности, формирует требуемое поведение и социально-культурный кругозор, важные для приобретения веса в организации и участия в ней в качестве полноправного ее члена.
В целом процессы социализации направлены на сочетание интересов и ...
Теория деятельности
Теория деятельности связывается с именем Л.С. Выгодского, С.Л. Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, А.Р. Лурия и др. отечественных психологов. Основным постулатом данной теории является постулат о том, что «бытие, деятельность человека определяют его сознание».
Деятельность человека состоит из нескольких неравновесных уровней:
Уровень психофи ...