Сравнительный анализ невербального мышления детей без речевых патологий и
детей с общим недоразвитием речиСтраница 7
Количество выявленных в контрольной группе детей со средним уровнем развития наглядно-образного мышления при тестировании с помощью методики «Что здесь лишнее?» на 14 человек меньше, чем в экспериментальной группе, в то время как во втором случае – на 5 человек. То есть те дети, которые в первом задании смогли набрать количество баллов, соответствующее очень высокому уровню развития наглядно-образного мышления при усложнении задания, выполнили его несколько хуже, в результате чего произошло их распределение по более низким уровням.
Количество выявленных в контрольной группе детей с низким уровнем развития наглядно-образного мышления при тестировании с помощью методики «Что здесь лишнее?» меньше на 2 человек, при тестировании с помощью методики «Времена года» наблюдается такая же ситуация.
Детей с очень низким уровнем развития не выявлено в обеих группах.
Изобразим результаты обследования графически (рис. 2).
Рис. 2 – Уровень развития наглядно-образного мышления детей контрольной и экспериментальной групп по методикам «Что здесь лишнее?» и «Времена года»
На рисунке 2 видно, что в основном дети обладают высоким уровнем развития наглядно-образного мышления.
Преобладание очень высокого и высокого уровня развития наглядно-образного мышления наблюдается у детей контрольной группы. В то время как у детей экспериментальной группы наблюдается значительное преобладание среднего уровня развития наглядно-образного мышления и незначительное – низкого.
Таким образом, результаты тестирования наглядно-образного мышления в экспериментальной группе ниже результатов детей контрольной группы, то есть наблюдается влияние развития речи на развитие наглядно-образного мышления у детей.
Таким образом, выдвинутая в настоящем исследовании гипотеза нашла свое подтверждение. Действительно, уровень развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления дошкольников с третьим уровнем речевого развития ниже уровня развития данных видов мышления детей без речевых патологий. Но при этом сравнительный анализ результатов позволил выявить тип невербального мышления, имеющий более высокие показатели у дошкольников без речевой патологии и более низкие у детей с третьим уровнем речевого развития – наглядно-образное мышление, а также тип невербального мышления, имеющий практически одинаковую степень сформированности в обеих группах – наглядно-действенное мышление.
Бихевиоральное направление в психологии. Поведение как предмет
психологического изучения. Проблема объективности в психологии
Бихевиоризм – наука о поведении, т.е. о совокупности наблюдаемых эффекторных, преимущественно двигательных реакций. Основоположник – Уотсон.
Задача психологии – исследование поведения живого существа, адаптирующегося к окружающей среде.
Цель: открыть средства контроля за поведением.
Формы поведения: внешние и внутренние (реакции слаб ...
Психика и мозг
Различают центральную (головной и спинной мозг) и периферическую (все остальные нервные структуры) нервную систему. Головной мозг расположен в полости черепа и является высшим отделом центральной нервной системы. В нем выделяют мозговой ствол, большой мозг, мозжечок. Мозговой ствол состоит из продолговатого мозга, моста, среднего и про ...
Результаты эмпирического исследования особенностей межличностных отношений
у подростков с задержкой психического развития
Статусная структура группы-социально-психологический показатель, отражающий положение детей в системе межличностных отношений. Социально-психологический социометрический статус определяется числом выборов, полученных от сверстников, и свидетельствует о степени признания в группе.
Социометрическая матрица представляет собой таблицу, в к ...