RSS Feed

Проблема мотивации сотрудников в работах зарубежных и отечественных авторов
Страница 3

Психология » Экспериментальная психология » Проблема мотивации сотрудников в работах зарубежных и отечественных авторов

Вопросом мотивации серьезно не занимались до исследований Элтона Мейо, предпринятых в 1920-х годах. В первые два десятилетия ХХ века научный менеджмент штурмом взял мир промышленности. Он перенес описанный Марксом принцип машины, контролирующей рабочего, в новые условия. Генри Форд, в частности, в своей системе разделения труда лишил рабочих инициативы, ограничив их деятельность доведенными до автоматизма повторяющимися действиями, чтобы повысить скорость сборочного конвейера. Текучесть кадров была столь высока, что в 1914 году Форд повысил заработную плату до 5 долларов в день.

Многие промышленники были разочарованы результатами внедрения принципов научного менеджмента, потому что те привели к ухудшению морального климата и забастовкам. При этих обстоятельствах в 1926 году Фонд Рокфеллера выделил Гарвардскому университету 500 тысяч долларов на пятилетние исследования трудовых процессов и поиск факторов, могущих повысить производительность труда.

Исследования Гарвардского университета возглавил австралийский профессор психологии Элтон Мейо. Сейчас его работы стали классикой. Самые важные выводы были сделаны на основе экспериментов с изменением освещения. Рабочие места специально отобранных групп рабочих фабрики Westem Electric (Хоторн, штат Иллинойс) освещались ярче обычного. Производительность труда повысилась. Потом освещение сделали слабее обычного, и производительность труда снова возросла. Исследователи поняли, что решающую роль сыграли не факторы окружающей среды, а повышенное внимание к работникам. Это открытие послужило фундаментом того направления, которое известно сегодня как школа человеческих отношений, и перенесло проблему мотивации в центр внимания научного менеджмента.

Еще более удивительные выводы были получены при исследовании Э. Мейо работников монтажной мастерской фабрики. Он изучал их трудовые процессы, чтобы определить, подчиняются ли люди приказам в условиях жесткого контроля, и выяснил, что не подчиняются. Группа сравнительно молодых наемных рабочих сама контролировала скорость своей работы. Группа оказывала давление на сотрудников, дабы те не работали слишком усердно - "не гнали" или слишком медленно - "не отлынивали". В группе были иерархия и кланы, внутри каждого клана сотрудники покрывали друг друга.

Уничтожающей критике теория Х подверглась еще до того, как был изобретен сам термин, и одним из ее непримиримых противников был У. Эдвардс Деминг. Этого тихого, несколько эксцентричного американца обычно ставят в один ряд с лучшими практиками и даже теоретиками научного менеджмента. Он известен как отец движения за качество. Деминг был также бескомпромиссным критиком административно-командного подхода в менеджменте. Для Деминга качество было не целью, навязанной сверху, а освобождением от страха и одиночества. Мотивация стала не просто способом повышения качества, а условием, гарантирующим качество.

В 1930-х годах Деминг собрал огромное количество статистических данных о производительности труда и качестве и сделал вывод, к которому пришел и Э. Мейо, что принципы теории Х контрпродуктивны. Подход У. Эдвардса Деминга прочно связан с легендарным подъемом японской экономики в 1970-х и 1980-х годах.

Не зная, как классифицировать теории Э. Деминга, теоретики (во всяком случае, английские и американские) относили его работы к общей теории менеджмента, а не к менеджменту персонала - возможно, потому что он не был психологом. В результате его борьба за качество нашла множество приверженцев и последователей, однако его учение о мотивации осталось в тени.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Направленность и пути формирования мотивационно-волевой сферы в спортивных коллективах
В процессе взаимодействия спортсмена с товарищами формируется и его отношение к своим обязанностям, которое проявляется в таких нравственных категориях, как долг, совесть, честь, и непосредственно связано с его активностью в преодолении препятствий различной степени сложности в достижении общественно значимых целей. Как правило, поставл ...

«Эмоциональное выгорание», как проявление профессиональной деформации личности
Традиционно и в общественном сознании, и в научной литературе акцент делается, прежде всего, на позитивных аспектах работы с людьми (сотрудников правопорядка, врачей, педагогов, социальных работников и т. д.). Вместе с тем совершенно очевидно, что именно работа с людьми в силу предъявляемых ею высоких требований, особой ответственности ...

Психологические симптомы депрессии
Грусть и Отчаяние. Часто эти симптомы наиболее заметны и болезненны. Кроме того, человек может испытывать чувство пустоты, разочарования, уныния, физическое ощущение тяжести (особенно под ложечкой). Низкая Самооценка. Вдруг появляется чувство, что ты ни на что не годишься, одолевает ощущение неадекватности. Начинаешь ненавидеть себя. & ...