RSS Feed

Проблема мотивации сотрудников в работах зарубежных и отечественных авторов
Страница 3

Психология » Экспериментальная психология » Проблема мотивации сотрудников в работах зарубежных и отечественных авторов

Вопросом мотивации серьезно не занимались до исследований Элтона Мейо, предпринятых в 1920-х годах. В первые два десятилетия ХХ века научный менеджмент штурмом взял мир промышленности. Он перенес описанный Марксом принцип машины, контролирующей рабочего, в новые условия. Генри Форд, в частности, в своей системе разделения труда лишил рабочих инициативы, ограничив их деятельность доведенными до автоматизма повторяющимися действиями, чтобы повысить скорость сборочного конвейера. Текучесть кадров была столь высока, что в 1914 году Форд повысил заработную плату до 5 долларов в день.

Многие промышленники были разочарованы результатами внедрения принципов научного менеджмента, потому что те привели к ухудшению морального климата и забастовкам. При этих обстоятельствах в 1926 году Фонд Рокфеллера выделил Гарвардскому университету 500 тысяч долларов на пятилетние исследования трудовых процессов и поиск факторов, могущих повысить производительность труда.

Исследования Гарвардского университета возглавил австралийский профессор психологии Элтон Мейо. Сейчас его работы стали классикой. Самые важные выводы были сделаны на основе экспериментов с изменением освещения. Рабочие места специально отобранных групп рабочих фабрики Westem Electric (Хоторн, штат Иллинойс) освещались ярче обычного. Производительность труда повысилась. Потом освещение сделали слабее обычного, и производительность труда снова возросла. Исследователи поняли, что решающую роль сыграли не факторы окружающей среды, а повышенное внимание к работникам. Это открытие послужило фундаментом того направления, которое известно сегодня как школа человеческих отношений, и перенесло проблему мотивации в центр внимания научного менеджмента.

Еще более удивительные выводы были получены при исследовании Э. Мейо работников монтажной мастерской фабрики. Он изучал их трудовые процессы, чтобы определить, подчиняются ли люди приказам в условиях жесткого контроля, и выяснил, что не подчиняются. Группа сравнительно молодых наемных рабочих сама контролировала скорость своей работы. Группа оказывала давление на сотрудников, дабы те не работали слишком усердно - "не гнали" или слишком медленно - "не отлынивали". В группе были иерархия и кланы, внутри каждого клана сотрудники покрывали друг друга.

Уничтожающей критике теория Х подверглась еще до того, как был изобретен сам термин, и одним из ее непримиримых противников был У. Эдвардс Деминг. Этого тихого, несколько эксцентричного американца обычно ставят в один ряд с лучшими практиками и даже теоретиками научного менеджмента. Он известен как отец движения за качество. Деминг был также бескомпромиссным критиком административно-командного подхода в менеджменте. Для Деминга качество было не целью, навязанной сверху, а освобождением от страха и одиночества. Мотивация стала не просто способом повышения качества, а условием, гарантирующим качество.

В 1930-х годах Деминг собрал огромное количество статистических данных о производительности труда и качестве и сделал вывод, к которому пришел и Э. Мейо, что принципы теории Х контрпродуктивны. Подход У. Эдвардса Деминга прочно связан с легендарным подъемом японской экономики в 1970-х и 1980-х годах.

Не зная, как классифицировать теории Э. Деминга, теоретики (во всяком случае, английские и американские) относили его работы к общей теории менеджмента, а не к менеджменту персонала - возможно, потому что он не был психологом. В результате его борьба за качество нашла множество приверженцев и последователей, однако его учение о мотивации осталось в тени.

Страницы: 1 2 3 4 5 6