Проблема мотивации сотрудников в работах зарубежных и отечественных авторовСтраница 4
Разделение на два лагеря (сторонников теории Х и Y) существует и сегодня, что отражается в подходах современных менеджеров - "жестком" (финансы и стратегия) и "мягком" (мотивация). Дуглас Мак-Грегор, будучи сторонником теории Y, назвал свою книгу Нитап Side of Enterpri5e (Человеческий аспект предприятия), прозрачно намекая на существование организационного аспекта, который не учитывает интересы человека (имеется в виду стратегический менеджмент).
На Д. Мак-Грегора существенное влияние оказал психолог экзистенциалист Абрахам Маслоу, разработавший широко известную пирамиду потребностей, от базовых физиологических, таких как еда и безопасность, до самореализации. Построения А. Маслоу могут показаться абстрактными и оторванными от теории труда, однако теория Маслоу и ее интерпретация Мак-Грегором помогали менеджерам справиться с реальными проблемами, которые выражались в текучести кадров, низком моральном духе и забастовках.
Дуглас Мак-Грегор и Фредерик Херцберг, еще один психолог середины ХХ века, остаются самыми влиятельными мыслителями из тех, кто занимался проблемами мотивации персонала.
А. Маслоу учил, что человеку свойственно стремление к самореализации, сначала для повышения самооценки, затем, когда базовые материальные и социальные потребности будут удовлетворены, для самовыражения и собственного удовлетворения. Существует четкое различие между базовыми потребностями и самореализацией: последняя не может быть быстрой легко удовлетворена, поскольку всегда остается стремление достичь большего; пробужденное желание самореализации вызывает желание дальнейшего роста.
Многие ученые критикуют иерархию потребностей А. Маслоу за примитивность. Ведь произведения искусства создавались нищими художниками и заключенными концентрационных лагерей - разве это не доказывает, что тяга к самореализации существует и там, где не удовлетворены низшие потребности? Подобная критика справедлива, и тем не менее А. Маслоу был прав, указывая на значение высоких стремлений и творчества. Парадоксально, но все исключения из правил лишь подтверждают ценность самовыражения, так как показывают, что реализация своих возможностей - желание, присущее каждому человеку. В 1972 году психолог Клейтон Альдерфер предложил более гибкую классификацию потребностей.
В 1950-х и начале 1960-х годов д. Мак-Грегор писал, что работы А. Маслоу оказали существенное влияние на процессы планирования труда и управления. Теории Мак-Грегора и Маслоу заставили пересмотреть распространенное мнение, будто плохое поведение или низкий моральный дух вызваны отсутствием трудовой этики у сотрудников и кознями профсоюзов, а не плохой организацией труда.
Д. Мак-Грегор не занимался отвлеченным теоретизированием, он страстно отстаивал теорию Y. При этом он правильно оценивал трудности внедрения совместного (разделенного) менеджмента (когда в управлении активно участвуют работники), особенно на предприятиях массового производства, Где часто неквалифицированный персонал традиционно испытывает недоверие к менеджерам.
Совместный менеджмент начинается с объяснения работнику целей каждого действия, чтобы впоследствии он сам планировал и управлял своими действиями и тем отличался от сотрудника, выполняющего приказ, не понимая его смысла. Объединение целей организации и мотивации работников отличает компании, которые успешно функционируют даже в сложных ситуациях.
Утомление. Причины и виды утомления
Состояние утомления сопровождает все виды деятельности человека. Оно является нормальной реакцией организма на рабочую нагрузку, но в острых и хронических формах вызывает нарушение работоспособности.
Утомление – это функциональное состояние, которое возникает в результате интенсивной или длительной рабочей нагрузки и проявляется во вре ...
Особенности развития внимания в детском возрасте
Историю развития внимания пытался проследить Л.С. Выготский в русле своей культурно-исторической концепции. Он писал, что история развития внимания ребенка есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка. Произвольное внимание возникает из ...
Профилактика эмоционального выгорания
Эмоциональное выгорание опасно своими последствиями. Если не обращать внимания на появившиеся признаки выгорания, то дальше последуют такие крупные неприятности, как депрессии, нервные срывы, психосоматические расстройства. Чтобы не пропустить опасный поворот, за которым уже начинается синдром эмоционального выгорания, необходимо:
- зн ...