RSS Feed

Проблема мотивации сотрудников в работах зарубежных и отечественных авторов
Страница 2

Психология » Экспериментальная психология » Проблема мотивации сотрудников в работах зарубежных и отечественных авторов

Было бы неправильно рассматривать развитие мотивации работников как эволюционное. Термин "эволюция" означает непрерывное совершенствование определенных аспектов для лучшего удовлетворения тех или иных потребностей; можно сказать, что в поисках смысла и мотивации человеческого труда было столько же шагов назад, сколько и вперед. На смену первобытнообщинным отношениям пришел рабовладельческий строй; ремесленное производство заменило конвейерное. Последние теории, базирующиеся на археологических и антропологических исследованиях, доказывают, что люди каменного века вовсе не страдали от борьбы с лишениями и раздоров, а вероятнее всего, работали в хорошо организованной и умелой команде по три-четыре часа в день, разнообразно питались, а оставшееся время посвящали семье, обучению, размышлениям и плотским утехам. Можно ли сказать, что подверженный стрессам бизнесмен, работающий по 70 часов в неделю, скучающий работник конвейерной линии или фермер, вытесненный из своей среды обитания и переехавший в город в поисках работы, действительно наслаждаются плодами эволюции?

Несмотря на это, есть основания полагать, что новейшие подходы к мотивации учитывают предыдущий опыт. Но этому предшествовала длительная, болезненная и кровавая история.

Мотивация важна. Низкий уровень мотивации привел к появлению политических партий, забастовкам, яростным столкновениям и даже к революции. Работы Карла Маркса основываются, в частности, на его ранних исследованиях, посвященных отсутствию мотивации труда, что впоследствии было названо им и его последователями "отчуждением" [1].

Перед тем как рассматривать историю мотивации, нужно выбрать точку опоры, позаимствуем ее у современных исследователей. Дуглас Мак-Грегор, специализирующийся на психологии труда в 1950-х-196О-х годах развил учение о том, что менеджеры придерживаются одной из двух теорий природы человека, которая и определяет их отношение к подчиненным. Он назвал их Теория Х и Теория Y. Эти концепции до сих пор изучают не только специалисты по работе с персоналом, но и слушатели курса МВА (магистров делового администрирования).

Менеджеры - сторонники теории Х - предполагают, что люди ленивы, готовы брать больничный по любому поводу, их необходимо упрашивать, подкупать или принуждать выполнять свои функциональные обязанности. Сторонники теории Х предпочитают приказывать. Они выбирают системы оплаты по принципу "кнута и пряника".

Менеджеры - сторонники теории Y - утверждают, что люди хотят преуспеть в своей профессии, ищут смысл в работе и что творчество и высокая производительность труда невозможны без чувства сопричастности общему делу и без ощущения смысла в выполняемой работе. Менеджеры теории Y поощряют самостоятельность и охотно делегируют полномочия.

Эти концепции предоставляют в распоряжение современных исследователей удобные лаконичные термины.

Некоторых это, возможно, удивит, но Карл Маркс был приверженцем теории Y. Он был также одним из первых серьезных мыслителей, уделивших особое внимание мотивации на рабочем месте, и, как свидетельствует история, его мнение о новых предприятиях эпохи индустриальной революции было резко отрицательным. Маркс писал, что средневековый ремесленник распоряжался своими инструментами и плодами своей работы. Он гордился своим ремеслом, приобретаемыми навыками и опытом, мастерство порождало у него чувство собственного достоинства. И наоборот, на фабрике работника контролировала машина. Рабочий цеха трудился в темпе, задаваемом скоростью ткацкого станка, или - позже, в ХХ веке, - со скоростью конвейера, установленного Генри Фордом на его машиностроительных заводах. Труд был однообразным и крайне монотонным. Целая армия начальников цехов и ассистентов наблюдала за тем, чтобы рабочие не отлынивали. Даже на более гуманных предприятиях, например на прославленных мельницах Роберта Оуэна в Нью-Ланарке (Шотландия), в начале XIX столетия вымпелы на каждом рабочем месте символизировали хорошее, плохое или посредственное поведение рабочего. Молодой Маркс хотел, чтобы в воображаемом обществе, которое будет построено после революции, люди были свободны от машин. Утопия так и не стала явью, в отличие от революций, которые продемонстрировали потенциал мира труда.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Кризис первого года
С одной стороны, кризис первого года проходит в семье, не проявляется вне ее в каком-либо воспитательном учреждении, с другой – этот кризис относится к числу «малых», он разделяет два периода одной эпохи – младенчество и ранний возраст.[3] Л.С. Выготский связывает кризис одного года с возникновением автономной речи и отчасти – с появле ...

Теоретические основы проблемы сенсорного развития детей дошкольного возраста. Базисные категории проблемы исследования
Прежде чем рассматривать особенности сенсорного развития у детей с ЗПР, необходимо рассмотреть основные, базисные категории данной проблемы. Сенсорное развитие включает в себя развитие ощущений, восприятий, представлений, т.е. всю сложную систему работы анализаторов — от физиологического приёма внешних сигналов периферическими органами ...

Приложения
Приложение №1. Бланк для ответов опросника формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) В.М. Русалова Бланк для ответов Фамилия Имя Отчество . Образование Род занятий (профиль учебы) . Пол Возраст .ммммммммм 1 — не характерно, 2 — мало характерно, 3 — довольно характерно, 4 — характерно. № 1 2 3 4 ...