RSS Feed

Приложения
Страница 30

В исследовании были выдвинуты следующие задачи:

1. Провести обзор общей и специальной литературы по проблеме развития внимания у детей.

2. Выявить особенности развития основных свойств внимания у старших дошкольников с нарушениями речи.

3. Провести экспериментальную работу по коррекции основных свойств внимания у детей с речевыми нарушениями.

4. Выработать общие методические рекомендации по коррекции внимания у дошкольников с речевыми нарушениями.

Гипотеза исследования

: мы предположили, что специально организованные коррекционные занятия и игры, направленные на развитие основных свойств внимания позволят скорректировать нарушения внимания. Это в свою очередь повлияет на успешность логопедической работы и процесс школьной адаптации детей с речевыми нарушениями.

Изучением данной проблемы в разных аспектах и в разное время занимался ряд известных исследователей, таких как Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин, Татьяна Васильевна Ахутина, Ульяна Васильевна Ульенкова. И др.

Дипломное исследование носило экспериментальный характер и проводилось со старшими дошкольниками на базе общеобразовательного учреждения детский сад – начальная школа №275 компенсирующего вида г. Ростова-на-Дону. Для исследования была отобрана экспериментальная группа детей с речевыми нарушениями. В контрольную группу вошли дети этого же возраста, но не имеющие речевых нарушений.

В качестве экспериментальных заданий были использованы модифицированные варианты методик

представленные в пособии Аллы Анатольевны Осиповой. Констатирующий эксперимент был разделен на три серии.

1 серия. Изучение уровня развития объема внимания. Детям предлагалась адаптированная методика КЕРНА ЙЕРИСИКА «Запомни и расставь точки» и модифицированная методика Шульте «Круги».

2 серия Изучение уровня развития устойчивости внимания. Предлагались модифицированные методики Бурдона «Корректурная проба» и Рея «Переплетенные линии».

3 серия. Изучение уровня развития переключаемости внимания. Был предложен тест Пьерона – Рузера «Кодирование» и задание «Треугольники».

Результаты, полученные в ходе констатирующего эксперимента отражены в таблице 4 и на графике 1. Они говорят о том, что у детей обнаружены различные уровни развития свойств внимания, самые характерные для них – это средний и низкий уровень.

У детей особенно отмечается недостаточный уровень развития устойчивости внимания. Это проявлялось в снижении концентрации, большой частоте отвлечений и длительности каждой паузы. При выполнении заданий дети допускали много ошибок, которые проявлялись в основном в пропуске нужных элементов, потратили много времени. За определенное время было просмотрено разное количество элементов, увеличение их числа влекло за собой и увелечение количества ошибок, но соотношение это было нечеткое. Отрицательная динамика во времени и малое количество ошибок указывало на повышенную истощаемость псих процессов. Недостаточная произвольная регуляция деятельности не дала возможность обеспечить необходимую концентрацию и устойчивость. Перескакивание внимания с одного объекта на другой говорило об отсутствии четкой выраженной пограничной зоны между тем на чем необходимо сосредоточиться и от чего отвлечься.

Страницы: 25 26 27 28 29 30 31 32


Психологическая характеристика подросткового возраста
Подростковый возраст (англ. Teenage period, adolescence) – период онтогенеза, переходный между детством и взрослостью. Психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». Подростковый комплекс включает следующие особенности подростка: чувствительность к оценке посторонними его внешности, спос ...

Межгрупповые эффекты: групповой фаворитизм и групповая враждебность
Предпосылками исследования межгрупповых отношений явились: · исследования межгрупповой агрессии в работах Г. Лебона, · негативных установок на другую группу в Т. Адорно. Толчком к развитию нечного интереса послужили исследования М. Шерифа, в которых он изучал поведение американских подростков в сткаустком лагере. В рамках исследован ...

Анализ полученных результатов.
Проведенное экспериментальное исследование с 10-ю супружескими парами показало, что существенное значение в возникновении конфликтов имеют те ожидания, которые сформировались у партнеров к моменту их вступления в брак под влиянием их личностных особенностей и склонностей. Повышенные требования друг к другу нередко являются основой конфл ...