Результаты исследования и их обсуждениеСтраница 4
Примечание: знаком * отмечены показатели, достоверно значимо различающиеся, уровень статистической значимости ρ≤0,05; знаком ** отмечены показатели, различающиеся с уровнем достоверности ρ≤0,01
Проверим достоверность различий по шкале №1 «Способность воспринимать состояние ребенка»
T = =2,7
Полученное эмпирическое значение t (2.7) находится в зоне неопределенности.
T =2,7, р< 0,05; достоверно.
Вывод: Способность воспринимать состояние ребенка у родителей группы с высоким уровнем эмоциональной компетентности выше
Проверим достоверность различий по шкале №2 «Понимание причин состояния»
T = =2,5
Полученное эмпирическое значение t (2,5) находится в зоне неопределенности.
T =2,5, р< 0,05; достоверно.
Вывод: понимание причин состояния ребенка у родителей группы с высоким уровнем эмоциональной компетентности выше, чем в группе родителей с низким уровнем эмоциональной компетентности.
Проверим достоверность различий по шкале №9 «Оказание эмоциональной поддержки»
T = =3,7
Полученное эмпирическое значение t (3,7) находится в зоне значимости
T =3,7, р< 0,05; достоверно.Вывод: родители группы, с высоким уровнем эмоциональной компетентности оказывают эмоциональную поддержку своим детям в большей степени.
Диаграмма№2
Среднеарифметические значения особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия
Анализ результатов исследования особенностей отношений к ребенку у родителей с различным уровнем эмоциональной компетентности показал, что родители с высоким уровнем эмоциональной компетентности проявляют достоверно более высокие способности к пониманию состояния ребенка. Эмоционально компетентные родители более способны к сопереживанию своим детям по сравнению с родителями с низкой эмоциональной компетентностью. Эмоционально компетентные родители достоверно чаще оказывают реальную эмоциональную поддержку своему ребенку. В целом можно заключить, что эмоциональная сторона детско-родительского взаимодействия гораздо благополучнее в семьях, в которых родители обладают высоким уровнем эмоциональной компетентности.
Исследование эмоционально-поведенческих особенностей дошкольников в зависимости от уровня эмоциональной компетентности их родителей
4.
Изучение фрустрационных реакций дошкольников
Результаты исследования, полученные при помощи методики изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга
Таблица №3
Частота встречаемости фрустрационных реакций в исследуемых группах
дошкольников
Реакция |
Дошкольники, имеющие родителей с высоким уровнем эмоциональной компетентности |
Дошкольники, имеющие родителей с низким уровнем эмоциональной компетентности |
Экстрапунитивная |
33.3%** |
66.7%** |
Интропунитивная |
60%* |
40%* |
Импунитивная |
46.7% |
55% |
«с фиксацией на препятствия» |
60% |
50% |
«с фиксацией на самозащите» |
40%** |
85%** |
«с фиксацией на удовлетворении потребности» |
73.3%** |
30%** |
Особенности психосоциального развития
Стремление к самоактуализации
- это стремление человека постоянно воплощать, реализовывать, "опредмечивать" себя, свои способности, свою сущность. У одаренных дошкольников доминирующим мотивом поведения является радость от использования своих способностей.
Перфекционизм - э
то стремление делать все наилучшим образом, стремлен ...
Историко-психологические проблемы самопознания
С
амопознание (с/п) – нацеленность ч-ка на познание своих физических, душевных возможностей и качеств, своего места среди др. людей. С/п в античности – забота о душе. Герактлит
"Познай самого себя" Это не значит уйти в мир собственных мыслей и переживаний, отвлечься от себя. Познать себя – это углубиться в закон (логос) – объ ...
Личностные особенности родителей, влияющие на стиль
отношения к ребенку
Многие исследования посвящены вопросу детерминирования выбора родителем стиля отношения к ребенку (Адлер А., Варга А.Я., Боулби Д., Шефер И).А.Я. Варга (1986) в качестве детерминант родительского отношения к ребенку наряду с клинико - психологическими особенностями ребенка, социкультурными и семейными традициями, этологическим фактором ...